Толкования на Мф. 25:24

Свт. Иоанн Златоуст

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

См. Толкование на Мф. 25:14


О, злоба рабская! О, крайняя неблагодарность! Он не только ничего не приобрел на данный ему талант, но еще и укорил за талант своего господина. Такова испорченность души: она помрачает разум, и человека, однажды совратившегося с прямого пути, низвергает в бездну. Все это сказано об учителях, чтобы они не скрывали того, что вверено им, но со всем тщанием передавали учащимся.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Тот раб, который не захотел воспользоваться талантом, пришел к господину со словами оправдания: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Следует заметить, что ленивый раб называет своего господина жестоким, но при этом отказывается служить на пользу ему. Однако страшиться ему должно было только того, как бы не оказаться бесполезным для господина. В Церкви много людей, напоминающих этого раба, - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, а оставаться в пороках для них не страшно.

Хороший пример - Петр, который, будучи еще в немощах, увидев чудо с рыбами, говорил: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8). Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Тайна лениваго раба: его презрение Бога, его ненависть к Богу, его отношение к Богу как к несправедливому, неправедному и немилосердному; т.е. он считает Его тираном, скупцом, насильником. От всего Божиего у ленивого раба остался один только страх перед Богом. Да и здесь он не сказал истины, потому что в нем все сместилось, и он не сумел быть откровенным перед Господином. Я знал тебя, что ты человек жестокий: т.е. Боже, ты суровый, немилосердный человек, ибо жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Другими словами: этот мир и люди в нем не Твои, ты только неправедно используешь человеческий труд; берешь себе то, что принадлежит людям; присваиваешь себе славу Господина и Творца мира, причем милосердного и великодушного, но на деле ты человек жестокий, скупец, который не дает своего и отнимает чужое. Поскольку ты такой, я не хотел использовать твой талант, твое добро; боялся я тебя, отошел далеко от тебя, скрыл талант твой в земле, - вот, тебе твое! (стих 25).

Смотри, ленивый и лукавый раб не мог уничтожить талант Божий, имущество Божие; он должен был вернуть его Богу: Божие - Богу. - Это тип материалиста, атеиста, позитивиста, одним словом: гуманиста и гоминиста. Все они одного не хотят: не хотят Бога и ничего Божиего, хотят любой ценой оставаться при человеке и человеческом (подобно юродивым девам: Мф 25:1-13): не хочу Бога ни в этом, ни в ином мире, ни в этой, ни в иной жизни. И тогда начинается оцежевание комара и проглатывание верблюда. Такова на деле затея гуманистов всех родов. Затея - бессмысленная, безумная, сумасшедшая. - Да, но только для тех, кто прозрел. А для них? - Это торжество, которому нет равного ни в одном из миров, в котором они пресмыкаются.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Поистине известное слово: Непщевати вины о грехах (т. е. для измышления оправдания грехов) (Пс. 140:4), относится также и к этому рабу, так что [у него] к лености и небрежности присоединяется еще преступление гордости. Действительно, тот, который просто должен был бы сознаться в своей бездеятельности и умолять домохозяина, - тот, напротив, злословит (на н)его и говорит, что он последовал благоразумному решению, - именно: не подвергать опасности целость [вверенных ему] денег, пока он будет обращать их в выгодных предприятиях.

Блж. Феофилакт Болгарский

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

См. Толкование на Мф. 25:20

Ориген

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Почему господин его, говоря ему в ответ и обличая его как лукавого раба и ленивого, не признал, что Он есть человек жестокий, как тот думал, а с другими его словами согласился, говоря ему: Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? Каким образом нам понять, что действительно наш Господь жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал? Мне кажется, [это ясно] из следующего места: праведник сеет в дух, от которого и пожнет жизнь вечную (Гал. 6:8). И все, что сеется другим (то есть праведным мужем) и пожинается в вечную жизнь, пожинает Бог; ибо Богу принадлежит праведник, и Он пожинает, где не Сам сеял, а тот праведник. Следовательно, мы скажем и то, что праведник расточил, раздал нищим (2 Кор. 9:9), а Господь собрал в Себе все, что праведник расточил и раздал нищим, пожиная то, что не сеял, и собирая, где не рассыпал. Он причисляет Себе и считает, что Ему приносится все, что посеяно или расточено для нищих верующих, говоря тем, которые оказали добро своим близким: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:34-35) и прочее. И поскольку Он хочет жать, где не сеял и собирать, где не расточал, то, не найдя [этой прибыли], Он скажет тем, которые не доставили Ему [возможности] пожинать и собирать: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, который уготовал Отец Мой дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф. 25:41-42) и прочее.


Один из рабов собрал себе меньшую добродетель, из-за чего домовладыка дал ему, как менее способному, один талант. Получив его, тот раб закопал его в землю и скрыл его в глубине, хотя должен был взять его и употребить в дело.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст 24-25 Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек, жнеши идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых талант твой в земли: (и) се, имаши твое

Жестокий, т.е. строгий. Он думал, что одно только усердие людей, заботящихся о прибыли, даже без помощи Божией, может сделать все. Такое именно оправдание приведено в притче, чтобы показать, что подобные люди не дадут разумного оправдания и все, чем они будут оправдываться, будет обращено против них. Слушай, что дальше следует.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

См. Толкование на Лк. 16:10

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 24-27 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоясь, пошел и скрыл талант твой в землю. Такие слова в свое оправдание говорил неисправный раб. «Бог очень требователен и жесток», говорят иные из грешников в извинение своей худой жизни. Но сими словами самих грешников Бог осуждает их. Если ты знал, т. е. если ты думал, что я действительно таков, – жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то хотя не из любви ко мне, а из страха не следовало ли тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью, т. е. не следовало ли бы тебе не скрывать моих даров, а приумножать их?

Отдать торгующим, т. е. если самому своею собственною деятельностью лень было приумножить данное серебро, то по крайней мере отдал бы оное за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы. Это значит: никто и ничем не может оправдаться в том, что не мог ничего сделать во славу Божию и для пользы ближнего и своей. Кто слаб силами, тот более молись, и Бог даст помощь; неведущий учись у разумного и опытного; подчиненный повинуйся властям, бедный служи другим.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

См. Толкование на Мф. 25:22

Троицкие листки

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

См. Толкование на Мф. 25:14