Толкования на Мф. 26:33

Свт. Иоанн Златоуст

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь

См. Толкование на Мф. 26:29

Свт. Григорий Палама

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь

Петр выставляет себя в сравнении с остальными, как бы, вследствие дерзости, сбитый с пути, дабы и более прочих (затем) смирившись, со временем явиться более светлым; не как Адам, который подвергнувшись искушению и вместе с тем быв побежден, был окончательно уничтожен, но – подвергнувшись искушению и на короткое время быв побежден, затем победить искусителя. Каким образом? – Немедленным осуждением себя и великой печалью и покаянием, и сильнейшим врачеством для умилостивления Бога – слезами; ибо – «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19); и: – «печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7:10); и: – «сеющий в слезах» – молитву, «в радости пожнет» – отпущение грехов.

Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.

Блж. Иероним Стридонский

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь

Это не безрассудство, не лживость, но вера апостола Петра и пламенное чувство его к Господу Спасителю, о чем мы говорили выше.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 33-34 Петр сказал Ему в ответ: если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал Ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня

По причине большой самоуверенности Петр только один обещает не соблазниться. Потому Христос и попустил ему пасть, чтоб научить Его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать более достоверными, чем собственное сознание. Притом слова: «если и все соблазнятся, я не соблазнюсь» отзываются высокомерием, обнаруживая в Петре гордость и незнание собственной немощи. Господь предсказывает ему и время, что «в эту самую ночь, прежде нежели пропоет петух», предсказывает и число отречений, что он отречется «трижды».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 33-35 Петр сказал Ему в ответ: если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал Ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики

Все ученики только соблазнились об Иисусе, а Петр, который посчитал, что может сделать истину ложной, не только соблазнился, но даже отрекся от Него, обреченный на соблазн из-за своего дерзкого обещания. И поскольку не только необдуманно, но почти нечестиво он сказал: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь, и произнес такое важное слово, не разумея того, что человеческая природа непостоянна, потому он обрекается не на единократное отречение, но на большее - чтобы он отрекся трижды.


Мне кажется, что остальные ученики Иисуса по осторожности и размышлению (когда впервые Им было сказано: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26:31)) ничего не сказали и не объявили, что они не соблазнятся. Ибо они видели истинность предсказания Иисуса. Но поскольку только Петру было сказано: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня, они пообещали вместе с Петром: Хотя бы надлежало нам умереть с Тобой, не отречемся от Тебя. И Петр не поступил сообразно [своему обещанию] после пророчества Христа о его троекратном отречении прежде пения петуха. А остальные, словно их не касалось то пророчество и они не затрагивались словами, сказанными Петру, ответили, дав обещание, но не желая своим обещанием сделать Господа обманщиком, как хотел сделать Петр.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся

Когда должно было усиленно молиться и говорить: «Господи, помоги нам!» – он совершает троякое преступление: первое то, что он противоречил пророку и Иисусу Христу; второе, что предпочитал себя другим; третье, что полагался только на себя, а не на помощь Божию. Поэтому и допускается падение, чтобы он смирился и научился не слишком полагаться на себя, чтобы научились этому и другие. Что же касается слов, записанных Лукою (22:31): Симоне, Симоне, се, сатана просит вас и т. д., то Спаситель сказал их в другое время, именно прежде, чем вышел на гору Елеонскую. Поэтому они имеют другую цель.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь

(Мк. 14:29). Обыкновенно думают, что эти слова были следствием самоуверенности Петра. Гораздо лучше и правильнее объяснять их как выражение любви ко Христу. Судя по тому, что у Луки беседа Христа с Петром помещена раньше, чем они вышли на гору Елеонскую (22:31-34; ср. 22:39), можно думать, что Петр изъявлял о своей преданности Христу не один раз. Заявление Петра было противоположно всем действиям и поведению предателя. Ουδέποτε — никогда, а не в одну только эту ночь.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь

См. Толкование на Мф. 26:31