Толкования на Мф. 26:38

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

См. Толкование на Мф. 26:36

Свт. Иларий Пиктавийский

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

См. Толкование на Мф. 26:37

Прп. Нил Синайский

Тогда Он сказал им: Прискорбна душа Моя до смерти: Останьтесь здесь, и бодрствуйте со Мною

Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни. В сем да уверит тебя Адам, который в раю принял заповедь Божью и немедленно подвергся козням и запинанию врага. А где скорбь, где великая печаль, там, когда придет время, будет великая радость. «Прискорбна есть душа Моя до смерти», – говорит Господь (Мф. 26:38). Однако же печаль Его послужила в радость вселенной. И мы печалимся, терпя скорби в тысячах искушений то от демонов, то от людей. Бог же наш силен все скорби наши переменить в радость и всегдашнее услаждение. Не предавайся много унынию и безмерной печали, потому что опечаленные «возрадуются на ложах своих», на которых печалились (Пс. 149:5). А под «ложем» разумей теперь некий навык и некое состояние души, скорбящей о приобретении добродетелей. Посему, где печаль ради Бога, там явно и вечная будет радость. Ибо чрезмерно опечаленные Мария Магдалина и другая Мария услышали, что Податель радования всем нам Христос по воскресении сказал им: «Радуйтеся» (Мф. 28:9).

Письма на разные темы. Диакону Мелитону.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда Он сказал им: Прискорбна душа Моя до смерти: Останьтесь здесь, и бодрствуйте со Мною

Прискорбна [или: опечаливается] душа, но не вследствие предстоящей смерти, а: до смерти, пока не освободит апостолов своим страданием. А Его повеление: Останьтесь здесь и бодрствуйте со Мною не запрещает сна, который был неуместен теперь, ввиду угрожающей опасности; но они предупреждают сон неверия и оцепенение мысли. Итак, те, которые предполагают, что Иисус (Христос) воспринял неразумную душу, пусть скажут, каким образом она могла опечаливаться и в то же время знать мгновение [окончания] печали. Ведь, хотя опечаливаются и неразумные животные, однако они не знают ни причины печали, ни времени, до которого они должны быть опечалены.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

См. Толкование на Мф. 26:37

Ориген

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

См. Толкование на Мф. 26:37

Евфимий Зигабен

Тогда глагола им Иисус: прискорбна есть душа Моя до смерти: пождите зде и бдите со Мною

Еще яснее показал слабость природы, как человек. До смерти, т.е. как будто во время смерти. Повелевает им бодрствовать с Собою как бы ради подкрепления, как обыкновенно в несчастьи. Потом даже их оставляет там и Сам один уходит на молитву.

И прешед мало, паде на лицы Своем

Лука (22:41) указал и меру расстояния, сказав, что Он отошел от них на вержение камня.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

(Мк. 14:34). Чрезмерная печаль и скорбь выражаются у обоих евангелистов двумя словами: περίλυπος — valde tristis и έως θανάτου — до смерти, — как будто такая скорбь, которая сама по себе может довести до смерти, скорбь, свойственная всем живым существам при разлуке с жизнью. Неизвестно, были ли какие-либо внешние проявления скорби Спасителя, кроме сказанных Им слов, заметные для учеников, т.е. выражавшиеся в Его наружном виде, или же ученики узнали об Его скорби только после того, как Он сказал им об этом. Приглашение, обращенное к ученикам, побыть по близости около Него в эти тяжкие минуты и бодрствовать (γρηγορείτε — не спите), служит выражением тягчайшей скорби, во время которой человек особенно ищет близости к себе людей и заботится об их особенном сочувствии.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною

См. Толкование на Мф. 26:36