Толкования на Мф. 26:40

Свт. Иоанн Златоуст

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною

См. Толкование на Мф. 26:36

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 40-43 И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели

После того Он возвращается к ученикам и находит их спящими; Он спрашивает Петра, разве не могли они один час бодрствовать с Ним, а Петр действительно был одним из троих, и это он хвалился перед другими, что не соблазнится. Так Он указывает причину Своего большого опасения, когда говорит: Молитесь, чтобы не впасть в искушение. Этим Он хотел предупредить искушение - и в молитве Он передал нам: И не введи нас в искушение (Мф. 6:13), - дабы ничто в нас не подчинялось слабости плоти. Он также ясно показывает, почему велит им молиться об избежании искушения, когда говорит: дух бодр, плоть же немощна. Слова эти не к Нему относятся, а к ним. Как же получается, что теперь Дух Его бодр, если только что душа Его скорбела смертельно? Но Он призывает их бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и не сдаться немощам плоти. Он потому и просит, если возможно, пронести мимо чашу сию, что, испив ее, вся плоть становится немощной.


То обстоятельство, что Иисус по возвращении, найдя их спящими, в первый раз их упрекает, во второй раз молчит, а в третий велит отдыхать, объясняется так: во-первых, после Воскресения Он упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16:14); во-вторых, когда ниспослан был Святой Дух, Он пришел и нашел их спящими, ибо глаза их были слишком тяжелы для того, чтобы различить свободу Евангелия, - они некоторое время связаны были любовью к закону и вера их еще спала; и в-третьих, с возвращением Его в сиянии Он восстановил в них спокойствие и мир.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Дионисий Александрийский

Ст. 40-41 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Об этом и Сам Он молился, неоднократно падая на лице Свое; об этом просил и в словах: аще возможно есть, да мимоидет (от Мене) чаша, и в словах: не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Он говорил и просил о том, чтобы не впасть во искушение, а не о том, чтобы вовсе не быть искушаемым каким-либо бедствием или ни разу не быть в затруднительном положении. Невозможно и особенно для всякого человека невозможно провести жизнь, не вкусивши чего-либо тяжелого. Мир весь, говорит Писание, во зле лежит (I Иоанна V, 19), и большая часть дней человеческих – труд и болезнь (Псал. LXXXIX, 10), как и сами (люди) говорят: мал есть и печален живот наш (Премудр. II, 1). Да и неприлично Ему было дать повеление молиться о том, чтобы не исполнились слова проклятия: проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего (Быт. III, 17) или: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. III, 19). Божественные Писания, показывая чрез это проклятие и другими многоразличными путями тяжесть жизни, называют жизнь юдолью плача (Пс. LXXXIII, 7). Особенно же много скорбей в мире для святых. Не мог же солгать Тот, Кто сказал им: в мире скорбни будете (Иоанна XVI, 33). А и подобным же образом чрез пророка: многи скорби праведным (Псалом XXXIII, 20). А слова Его: не внидете в напасть, – по моему мнению, указывают на то, что святые, по словам пророка, избавлены от скорбей: от всех их, говорит он, избавит Я Господь (Псал. XXXIII, 20). Равным образом и Его собственное изречение увещевает нас одолевать бедствия и домогаться участия в победе, которую он одержал за нас. Сказав: в мире скорбни будете, Он прибавил: но дерзайте, Яко Аз победих мир (Иоанна XVI, 33), и сверх того научил нас молиться о том, чтобы не впадать во искушение, и произносить: не введи нас во искушение (Луки XI, 4), что значит «не дай нам впасть во искушение». Слова эти не значили: молитесь о том, чтобы не испытывать искусителя, но молитесь о том, чтобы избавиться от лукавого, как это видно из прибавленных Им слов: но избави нас от лукаваго.

Но, может быть, ты спросишь, какая разница между понятиями: «быть искушенным» – и: «впасть» или «войти во искушение»? Тот, кто побежден лукавым, – а он, если не будет бороться, будет побежден, хотя Бог и помогает ему, – тот впал и вошел во искушение и находится в нем и под ним, как бы взятый в плен. А кто противился и выдержал искушение, тот также испытал искушение, но не пошел и не впал в него. Иисус возведен был Духом не для того, чтобы войти в искушение, но искуситься от диавола (Матф. IV, 1). И Авраам не вошел в искушение, и Бог не вел его в искушение, но искушал, и не вверг во искушение. И Сам Господь искушал учеников. Лукавый, искушая, вовлекает во искушения, как злой искуситель; Бог же, искушая, отводит искупления, как непричастный злу. Бог бо, говорится в Писании, несть искуситель злым (Иакова I, 13). Диавол, вовлекая в погибель, употребляет насилие, а Бог, упражняя ко спасению, (только) руководит (человеком).

Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.

Блж. Иероним Стридонский

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною

Этот, прежде утверждавший, что никоим образом не соблазнится, даже если и все соблазнятся относительно Его, теперь не может побороть сна сильной скорбью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 40-41 И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Так как Петр был смел, а равно и другие ученики, то изобличает их нетвердость, как людей, говоривших необдуманно, и в особенности обращает свою речь к Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною; и как души свои положите за Меня? Впрочем, когда поразил их обличением, снова успокаивает их, говоря, что дух бодр, но немощь плоти противится духу, то есть: Я извиняю вас, потому что вы воздремали не по презрению ко Мне, а по немощи. Вследствие этого, если и вы немощны, то не будьте смелы, но молитесь, дабы как-нибудь не впасть вам в искушение. Другие же полагают, что «да не внидете в напасть» сказано вместо «да не будете побеждены напастью». Ибо не то, говорят, заповедует, чтобы мы были без напастей, так как напасти увенчивают, но то, чтобы мы не были поглощены напастью и чтоб не попали в чрево ея, как некоего зверя, - об этом велит молиться, так как побежденный напастью вошел в чрево ея, то есть поглощен ею.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 40-43 И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели

Посмотри, что после первой молитвы Он приходит к ученикам и находит их спящими, так же и после второй молитвы придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И я думаю, что [здесь идет речь] не столько о глазах их тел, сколько их душ. Ведь пока Он еще не убрал с глаз Своих учеников возложенное бремя, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7:39). И как еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен, так и с глаз Его учеников еще не было снято бремя, потому что Иисус еще не был прославлен. Поэтому Он их не порицает, но отошел опять и помолился в третий раз, [сказав] то же слово (Мф. 26:44). И тем самым Он учит нас, чтобы мы не ослабели в молитве, но пребывали в самом слове молитвы, пока не вымолим того, о чем уже начали просить.


Пока Иисус был со Своими учениками, они не спали, но как только Он немного отошел от них, они не смогли один час бодрствовать в Его отсутствие. Поэтому давайте молиться о том, чтобы Иисус никогда не отходил от нас даже недалеко, но исполнил то, что пообещал нам, говоря: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Ведь так мы будем бодрствовать, потому что Он прогонит сон из нашей души, без чего невозможно выполнить заповедь, гласящую: Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим(Притч. 6:4), чтобы тебе спастись, как серне из сетей и как птице из силков(Притч. 6:5). Однако, подойдя к ученикам и найдя их спящими, Он пробуждает их словом, чтобы они услышали, и Он говорил им то, что говорит, как слышащим: Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мной. Он велит бодрствовать для того, чтобы, бодрствуя, мы молились.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли не возмогосте единаго часа побдети со Мною

И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли

Тако ли нужно читать вопросительно. Упрекнул его, хотя и другие спали. Но порицает преимущественно его, как более ревностного, говоря: так ли ты обещал поступать?

Не возмогосте единаго часа побдети со Мною

Вы обещали со Мною умереть, а не могли бодрствовать со Мною и одного часа? Марк (14:37) говорит, что Спаситель сказал Петру: Симоне, спиши ли; не возмогл еси единаго часа побдети? Преимущественно к нему относил Свою речь, но вместе с тем и к другим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною

(Мк. 14:37). Вместо προσέρχεται (приходит) теперь у обоих евангелистов просто έρχεται — идет. Три раза у Матфея и Марка повторяется “и:” “и идет,” “и находит,” “и говорит.” В этом повторении видят “простой пафос” евангельского рассказа. По всей вероятности, ученики первоначально с напряжением следили за молитвой Христа. Но вследствие этого самого напряжения еще более усилилось их утомление во время бессонной и страшной ночи. Глаза друзей Христа отяжелевают от скорби (Лк. 22:45), и это было в то время, когда враги Его бодрствовали. Подойдя к ученикам, Господь обращается к Петру. Он более всех мог оказать Ему сочувствия, поддержать и утешить Его во время тяжкой предсмертной агонии. Но, обращаясь к Петру, он говорит всем ученикам: “так ли не могли вы” — так неужели у вас недостало силы, терпения, самообладания, чтобы удержаться от сна. Слово “так” указывает на противоположность между тем, что было в действительности, и тем, чему следовало быть. Ученики должны были бодрствовать, но вместо того спали. В речи нет и тени упреков и обличений, а скорее выражается в ней та же печаль и скорбь. Μίαν ώραν — один час — считается указанием, что Христос молился один час. Но слово это следует принимать в общем значении — непродолжительного времени, хотя и возможно, что Христос молился около часа.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною

См. Толкование на Мф. 26:36