Толкования на Мф. 27:27

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 27-29 Тогда воини игемоновы приемше Иисуса на судище, собраша нань всю спиру: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою: и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его. И поклоншеся на колену пред Ним, ругахуся Ему, глаголюще: радуйся царю иудейский

Как будто по какому уговору ликовал тогда со всеми дьявол. Пусть, в самом деле, ругались над Христом иудеи, истаевая от зависти и ненависти; но каким образом и почему воины делали это? Не явно ли, что дьявол тогда со всеми пиршествовал? До того они были жестоки и неукротимы, что из оскорблений, наносимых Христу, делали себе удовольствие. Им надлежало удержаться от этого, надлежало плакать по примеру народа; но они не делали этого, а напротив, оскорбляли Его, нападали на Него нагло, может быть, желая тем угодить иудеям, или делая это только по своему злонравию. И оскорбления были различные и многообразные. Эту божественную главу то заушали, то уязвляли терновым венцем, то били тростью люди скверные и нечистые. Какой после этого мы дадим ответ, - мы, которые гневаемся за каждую обиду нам наносимую, тогда как Христос претерпел такие страдания? А то, что совершали с Ним, было крайнею степенью поругания. Не часть одна, а все тело терпело страдания: глава - от венца, трости и ударов, лицо - от заплеваний, ланиты - от заушений, все тело - от бичевания, одеяния хламидою и притворного поклонения, рука - от трости, которую дали держать Ему вместо скиптра, уста - от поднесения оцта. Что может быть тяжелее этого? Что обиднее? Поистине, происходившее превосходит всякое описание. Как бы боясь, чтобы не опустить какой-либо наглости, они, убивавшие пророков своими руками, Христа умерщвляют по определению судии. Они все делают: и убивают своими руками, и судят, и осуждают, и на своем суде, и пред Пилатом, говоря: кровь Его на нас и на чадех наших; нападают с неистовством, издеваются, связывают, отводят, делаются виновниками оскорблений, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, поносят, оплевывают, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял с своей стороны: они сами все делали, сами были и доносчиками, и судиями, и палачами, и всем. И это у нас прочитывается при всеобщем собрании. Чтобы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например - знамения и чудеса, а позорное скрываете, благодать святого Духа так устроила, что все это прочитывается у нас во всенародный праздник, именно в великий вечер Пасхи, когда мужи и жены предстоят в большом множестве; когда стекается целая вселенная, тогда и проповедуется это громким голосом. И несмотря на то, что это читается и сообщается всем, мы веруем, что Христос есть Бог; и как по другим причинам, так и потому покланяемся Ему, что Он благоволил до того низойти для нас, что претерпел такие страдания и научил нас всякой добродетели. Но и всегда должны мы читать это, потому что великая отсюда происходит прибыль, великая польза. В самом деле, когда ты видишь, как и на словах, и на деле насмехаются над Ним, с каким издевательством склоняются пред Ним, как тяжко заушают Его и заставляют терпеть крайние страдания, - то хотя бы ты был бесчувственным камнем, сделаешься мягче воска, и изринешь из сердца твоего всю надменность.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 27-31 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

После бичевания на Господа надевают багряницу, возлагают на голову терновый венец, в правую руку дают трость. Становясь перед Ним на колени, они насмехаются над Ним. Взяв на Себя все немощи плоти нашей, Он покрывается багряной кровью всех мучеников, которым уготовано царствовать с Ним, Он одевается в пурпур великих почестей пророков и патриархов. Он увенчивается терном, то есть прежними грехами исполненных раскаяния язычников, так чтобы слава рождалась из вещей вредных и бесполезных, которые от Его прикосновения преображаются. Терновые шипы - жала грехов, из которых сплетается венец победы для Христа. Трость же символизирует пустоту и немощь всех язычников, которые от Его прикосновения начинают укрепляться. Его бьют и по голове. Как я думаю, не слишком много вреда Его голове принесли удары трости; типичное объяснение этому таково, что плотская немощь язычников, которую прежде удерживал в Своей руке Христос, теперь утешается в Боге Отце, ибо Он - глава. И среди всего этого, когда над Христом насмехаются, Он вызывает восхищение.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 27-31 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

Все это иудеи и язычники делали для того, чтобы насмехаться. Но теперь мы знаем, что происходило это в силу небесного таинства. В иудеях действовала порочность, в язычниках - таинство веры и свет истины. В багряницу Христа одевают как царя, как князя мучеников, ибо святой Своей кровью Он сияет как драгоценный пурпур. Как победитель Он получает венец, ибо обыкновенно увенчиваются победители. И как Богом, Им, став на колени, восхищаются люди. Итак, Он облачается в пурпур как царь, в багряницу как князь мучеников; увенчивается как победитель, приветствуется как Господь и почитается как Бог.

В багрянице мы можем узнать и Церковь, соединенную в браке с Христом Царем и сияющую царственной славой. Потому она и названа «родом царственным» в Откровении Иоанна. А относительно багряницы мы читаем у Соломона: седалище его из пурпуровой ткани (Песн 3:10). На том седалище восседает Христос, ибо там Он находит пурпур - веру царственную и дух прекрасный…

Венец терновый, который возложили Господу на голову, символизирует наше сообщество - пришедших к вере из язычников. Некогда мы были терниями, то есть грешниками. А теперь, веря в Христа, мы превратились в венец праведности, ибо мы более не причиняем боль и ущерб Спасителю. Напротив, мы окружаем главу Его исповеданием веры, когда восхваляем Отца в Сыне, так как глава Христу - Бог, как о том говорит апостол. Это - венец, о котором предсказано Давидом в псалме: возложил на голову его венец из чистого золота (Пс 20:4). Мы некогда были шипами, но после того как вплетены были в венец Христа, мы стали чистым золотом. Ибо Тот, Кто воздвиг детей Авраама из камней, сделал драгоценные камни и из шипов.

Не является в этом фрагменте Писания незначительным и то обстоятельство, что Господу дали трость в правую руку. Обрати внимание, что Давид говорит в псалме о Христе: язык мой - трость скорописца. (Пс 44:2). Собираясь принять страдания, Он взял трость в правую руку, чтобы либо небесным знаком даровать нам прощение наших злодеяний, либо начертать закон Свой божественными буквами в наших сердцах. Как и Сам говорит через пророка: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33). Относительно трости возможны и другие толкования, потому что она имеет много духовных смыслов. Трость полая и без сердцевины обозначает язычников, которые когда-то не имели сердцевины - закона Божьего, пусты были верой и лишены благодати. Итак, такого рода трость, то есть язычники, помещается в правой руке Господа, потому что Его левая рука уже удерживала народ иудеев, преследовавший Его.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

См. Толкование на Мф. 27:26

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 27-29 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в двор судилища (praetorium), собрали к Нему целый отряд (cohortam) и, раздев Его, одели Его багряную одежду, и, сплетши венец из терновника, возложили на Его голову и дали трость в правую руку Его, и, преклонив пред Ним колена, ругались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский

Воины же, - так как Он был назван Царем Иудейским и так как книжники и священники поставили Ему это в вину, - в насмешку делали так: сняли с Него Его собственную одежду и одели Его в длинную багряную одежду вместо красного платья, которое носили древние цари, и вместо царского венца возложили на Него терновый венец, и вместо царского скипетра дали Ему [в правую руку] трость и почитали [поклонением], как царя. А мы будем все это понимать в таинственном значении. Действительно, как Каиафа сказал: Лучше нам, чтобы один человек умер за людей (Ин 11:50), не зная, что говорить; так и эти все, что ни делают, хотя делают и в другом смысле, однако нам верующим сообщают таинства. В багряной одежде Он отстраняет кровавые деяния язычников; в терновом венце Он разрешает древнее проклятие; тростью Он поражает ядовитых животных, или же и так: трость Он держит в руке, чтобы записать святотатство иудеев.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 27-30 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били его по голове

Тут исполнилось слово Давидово: «дал Меня для поношения безумному» (Псал. 38, 9). Ибо воины делали с Ним достойное их, будучи людьми безумными: они одели Его в хламиду вместо порфиры, как бы царя; венец вместо диадемы; и, насмехаясь над Ним, чествовали Его, ибо преклонение колен есть символ оказывания чести. Смотри, как всякий вид поношения они прошли: лицо позоря чрез заплевание, главу - чрез венец, руки - чрез трость, остальное тело - чрез хламиду, уши - чрез хульные слова. Хотя все, что ни делали, они делали в поругание Христу, однако вместе с тем ты разумей и так, что все это Самим Иисусом совершено было и в более таинственном смысле: ибо багряная хламида означала природу нашу, которую, в то время как она была обагрена кровью и склонна к убийству, Он воспринял и освятил, облекшись в нее; венец из терния означал грехи, проистекшие из житейских попечений,- грехи, которые Христос потребляет Своим Божеством, - ибо Божество и означается чрез главу Его; трость есть образ нашей немощной и телесной плоти, которую воспринял Господь, как и Давид говорит: «десница Господня вознесла меня» (Псал. 117, 16); чрез принятие хулений в уши Свои Господь избавил нас от змиева шептания, вошедшего чрез уши Евы.

Ориген

Ст. 27-31 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

Эта багряница была прообразом червленого знака, о котором написано в Книге Иисуса Навина, что его имела та Раав для своего спасения. И в Книге Бытия написано о произошедшем с одним из сыновей Фамари: о том, что красная [нить] была привязана к руке родившегося в ознаменование будущего страдания Христа. Поэтому и ныне Господь, принимая багряницу, принял на Себя кровь мира, и в том терновом венце Он принял тернии наших грехов, сплетенные на Его голове. И о багрянице написано, что они снова сняли с Него багряницу, а о том терновом венце ничего подобного евангелисты не написали, тем самым желая, чтобы мы разузнавали исход Царя относительно тернового венца, однажды возложенного на [Него] и никогда не снятого. Итак, я думаю, что тот терновый венец уничтожился главой Иисуса, так что уже нет более наших древних терний после того, как Иисус однажды устранил их от нас на Своей честной главе.


Если же подобает сказать нечто и о трости, которую положили Ему в правую руку, то мы скажем о таком значении. Эта трость была прообразом тщетного и хрупкого скипетра, на который все мы опирались, прежде чем уверовать, - на скипетр погибели. Ибо мы полагались на тростниковый жезл Египта, или Вавилона, или какого-то другого царства, противного Царству Божию. И Он принял ту трость и жезл [этого] шаткого царства из наших рук, чтобы восторжествовать над ним и сокрушить его на крестном древе. И вместо той прежней трости, на которую мы прежде опирались, Он дал нам скипетр Царства Небесного и жезл, о котором написано: Жезл правоты - жезл царства Твоего (Пс 44:7), или жезл, который поражает тех, которые занимаются тем, что поражают [других], о котором говорит апостол: Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам? (1 Кор 4:21). Он дал нам и посох, чтобы мы праздновали Пасху согласно написанному: Посохи ваши в руках ваших (Исх 12:11), чтобы мы праздновали пасху, отложив этот тростниковый жезл, который имели прежде празднования Пасхи Господней. Они бьют этой ничтожной и тщетной тростью Иисуса по Его честной голове, потому что всегда то противное Царство поносит и бичует Бога Отца, Главу Господа Спасителя. И при всем том единородная Сила не претерпела вреда, так же как ничуть не пострадала, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13), поскольку по природе Он есть благословение. И поскольку Он есть благословение, Он истребил, уничтожил и расточил всякое человеческое проклятие.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда воини игемоновы, приемше Иисуса на судище, собраша Нань все множество воин: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою: и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его

Эту хламиду червленую Марк (15, 17) назвал препрядою (πορφυραν), а Иоанн (19, 2) – ризою багряною (ιματιον πορφυρουν). Это была одежда пурпурового цвета. Матфей, нисколько не разноглася, назвал этот цвет червленым (κοκκινος), или багряным, как похожий на пурпуровый, потому что это не был настоящий пурпуровый. Так как Иисус Христос назывался Царем Иудейским, то в насмешку над Ним, как над Царем, надели на Него багряницу вместо порфиры, возложили на голову терновый венец вместо диадемы, дали в руку трость вместо скипетра и таким образом невольно выразили истину.

И поклоньшеся на колену пред Ним, ругахуся Ему, глаголюще: радуйся, Царю Иудейский. И плюнувше Нань, прияша трость и бияху по главе Его

Вот бесподобное долготерпение! вот незлобие, превосходящее всякое описание! (19,3) говорит, что Его также били по ланитам. Всякие оскорбления наносили Ему беззаконники, желая угодить ненавидящим Бога иудеям. Один только Иоанн (19, 4-16) рассказал и то, что следовало непосредственно затем, как опущенное другими, говоря: изыде убо паки вон Пилат и глагола им: се, извожду Его вам вон и пр… до того места, где сказано: тогда убо предаде Его им, да распнется. Отсюда видно, что Пилат дважды предавал Иисуса Христа на распятие; но сначала – притворно по вышеуказанной причине, а после того как, испробовав все меры, увидел, что они совершенно непреклонны, и в конце концов услышал от них: аще Сего пустиши, неси друг Кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится Кесарю (Ин. 19, 12), тогда уже и в самом деле предал Его им на распятие. Поэтому также в первый раз просто предал Его, а во второй – предал Его им. Много мер испробовал Пилат, чтобы освободить Иисуса Христа от всякой ответственности, и всячески старался, чтобы Он не был убит, но ему должно было воспрепятствовать судебным порядком: не уступать тем, которые поступали несправедливо, и не предавать Того, в Котором, по его же собственному свидетельству, не было вины, заслуживающей смерти (Ин. 12, 6). А что Пилат мог и не предать Иисуса Христа, это видно из его же слов: не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя (Ин. 19, 10)? Поэтому Иисус Христос и не освободил его от ответственности, сказав: предавый Мя тебе болий грех имать (ст. 11)…, т.е. грех больший, подразумевается, твоего греха. Не оправдывает Пилата и обвинение Иисуса Христа в присвоении царской власти. Услышав об этом, он должен был призвать обвинителей, потребовать доказательств и поискать каких-нибудь признаков, свидетельствующих о желании Иисуса Христа присвоить власть, напр.: что Он созывал войска, собирал деньги, приготовлял оружие и т. п. А он, лишь только услышал, малодушно испугался и, оставив неисследованным такое обвинение, поверил и был этим поражен. Чем более жестоки и дерзки были иудеи, тем более он был робок и труслив, а оттого легкомыслен и податлив. Найди также рассказ о том, что прежде этого помещено, как мы сказали, у Иоанна; все это весьма полезно и для изложенного здесь.

Лопухин А.П.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

(Мк. 15:16). “Резиденцией иудейского прокуратора был не Иерусалим, а Кесария. Так как жилище главного военного или гражданского начальника называлось Преторией, то πραιτώριον Ήρωδου в Кесарии (Деян. 23:35) есть не что иное, как выстроенный Иродом дворец, где жил прокуратор. При особенных обстоятельствах, и именно в большие иудейские праздники, когда нужны были охранительные меры, вследствие собиравшихся в Иерусалиме народных масс, прокуратор прибывал в Иерусалим и жил там в прежнем дворце Ирода. Претория в Иерусалиме, где Пилат находился во время осуждения Иисуса Христа, есть, следовательно, хорошо известный нам дворец Ирода на западной границе города. Он был не только княжеским жилищем, но вместе и сильной крепостью, где несколько раз (при восстаниях в 4 г. до Р. X. и 66 по Р. X.) большие отряды войска в состоянии были защищаться против возмутившихся народных масс. Поэтому во время пребывания прокуратора и сопровождавший его военный отряд здесь имел свою квартиру” (Шюрер 1:457 сл.). Если воины отвели Христа “внутрь двора, т.е. в преторию” (Марк), то здесь нужно разуметь двор во дворце Ирода. Воины собрали здесь “всю спиру” (δλην την σπεΐραν — Матфей и Марк), или римскую когорту, которая состояла приблизительно из 500 человек. Слово “спира,” или когорта, нет надобности понимать здесь в буквальном значении. Может быть, собралось меньше одной когорты, но может быть, и больше. Понятно, что έπ αυτόν не значит “против Него,” а к Нему, для поругания над Ним. Предполагают, что место поругания было не то, где происходило бичевание. Если последнее происходило недалеко от судейского кресла правителя и у него на виду (у лифостротона ила гаввафы), то первое — на внутреннем дворе.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

См. Толкование на Мф. 27:26