Толкования на Мф. 27:32

Свт. Кирилл Александрийский

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

Спаситель ведется на спасительную страсть. И возложили Его крест на Симона Киринеянина. А другой святой евангелист сказал, что Сам Иисус понес древо. И конечно же, истинно и то, и другое. Спаситель понес крест, а встретив на полпути Киринеянина, они схватили его и возложили на него крест. Ведь о Нем говорится через глас Исайи, что младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его (Ис 9:6). Ибо владычеством Его стал крест, через который Он воцарился над поднебесным [миром], раз истинно, что Он стал послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его (Флп 2:8-9).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

Итак, Евангелие в этом месте сообщает, что, когда Господа вели на Страдание, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Крест Христов - триумф добродетели и трофей победы. Истинно блажен этот Симон, который первым удостоился нести столь великий знак победы! Его принудили нести крест перед Господом, потому что Господь желал показать, что крест Его - явленная благодать небесного таинства, которое есть Он Сам: Бог и Человек, Слово и плоть, Сын Божий и Сын Человеческий. Он был распят как человек, но как Бог восторжествовал на самом кресте. Его страдание было страданием плоти, но слава победы Его Божественна. Посредством Своего креста Христос восторжествовал и над смертью, и над дьяволом. Посредством Своего креста Христос словно бы взошел на колесницу триумфа и избрал четырех евангелистов, как небесную квадригу, возвещать столь великую победу всему миру. Тем самым, Киринеянин Симон нес в своих руках орудие величайшего триумфа. Он был участником страданий Христовых, чтобы стать участником Его воскресения, как учит апостол: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим 2:11-12). Так же и Сам Господь говорит в Евангелии: и кто не песет креста своего и идет за Мною, тот не может быть Моим учеником. (Лк 14:27).

Проповеди.

Свт. Лев Великий

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

Когда толпа вместе с Иисусом следовала к месту казни, найден был некто Симон Киринеянин, которого заставили вместо Христа нести деревянный крест. Даже это деяние означало, что вера придет к язычникам, для которых кресту Христову предстояло не позором стать, а славой. Так что не было случайностью, а было символично и мистично, что, в то время как иудейские правители неистовствовали против Христа, найден был посторонний человек, чтобы он разделил Его страдания. Как апостол говорит: если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим 2:12; Рим 8:17).

Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами - вне врат (Евр 13:12). Итак, таинство ветхих жертв прекращается и новая жертва возлагается на новый алтарь: крест Христов - алтарь не храма, а всего мира.

Проповеди.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

См. Толкование на Лк. 23:26

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XLV. Почему Иоанн пишет, что Господь нёс Свой Крест, прочие же – что Симон Киринеянин (Ин. 19:17; Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26)?

Разъяснение см. Ин. 19:17

Прп. Иустин (Попович)

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

См. Толкование на Мф. 27:31

Блаж. Иероним Стридонский

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

Пусть не подумает кто-нибудь, что этому месту противоречит рассказ евангелиста Иоанна. Он говорит, что, выходя со двора судилища, Господь Сам нес крест Свой, Матфей же говорит, что они нашли человека из Кирены, по имени Симона, которого, - захватив силой, - они заставили нести крест Иисуса. Это и нужно понимать так, что, выходя из двора судилища, Иисус Сам нес крест, а потом они встретили человека, на которого и возложили нести крест. А в переносном смысле это значит, что крест Иисуса принимают народы [языческие] и послушный чужестранец несет позор Спасителя.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

См. Толкование на Мф. 27:31

Ориген

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

Те, которые повели Его на распятие (Мф 27:31), выходя, встретили одного Киринеянина, по имени Симона, которого заставили нести крест Христов. И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Исходяще же обретоша человека Киринейска, именем Симона: и сему задеша понести крест Его

Марк (15, 21) прибавил: отца Александрова и Руфова, а Лука (23, 26): шедшего с поля. Иоанн (19, 17) сказал: И нося крест Свой, (Иисус Христос) изыде… Сначала возложили крест на Него, как на осужденного, и Он, неся крест Свой, вышел, но потом, встретив Симона, заставили его нести. Лука сверх того прибавил (23, 27-29): идяше же вслед Его народ мног людий, и жены, яже и плакахуся и рыдаху Его. Обращься же к ним Иисус рече: дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших: яко се, дние грядут и т. д… Не плачитеся επ εμε (надо Мною), т.е. обо Мне, но о себе и о детях своих, потому что вот приходят дни, именно – разрушения Иерусалима.

Лопухин А.П.

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

(Мк. 15:21; Лк. 23:26). Кирена или Киренаика находилась в Египте. Там было много иудеев, и о них встречается довольно известий в Новом Завете. Они были на празднике пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2:10), имели там свою синагогу (Деян. 6:9; см. еще Деян. 11:20; 13:1). Если судить по имени: Симон, то упоминаемый здесь киринеянин был еврей. Но сыновья его (Александр и Руф — Марк) назывались один греческим, а другой латинским именем. Предполагали, что Симон происходил из рабов и был одним из последователей Христа и христианином. Личность его представляется загадочной. Говоря о возложении на него креста, Бенгель замечает, что пес judaeus, пес romanus ullus erat qui veilet tollere crucis onus (ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести креста). Если Симон был последователем Христа, то дело объясняется просто. Симон шел “с поля” (Марк и Лука). Это считается решительным доказательством, что в это время, как выражаются Хвольсон и другие, был “будень,” потому что в праздники не дозволялось работать. Но, как замечено выше, из выражений Марка и Луки во всяком случае нельзя сделать точного заключения, что Симон шел именно с полевой работы. Выражения эти могут просто означать, что он шел только по направлению с поля (απ' άγροΰ). Он, по всей вероятности, отнесся с участием к страждущему Христу, и, заметив это, воины захватили его и предложили ему (но едва ли принудили) помочь Христу нести Свой крест и этим ускорить самое шествие. Симон охотно согласился и понес крест вместе с Самим Спасителем. Этот крест был сделан самими воинами из бревен, может быть, грубо сколочен, так что его углом можно было положить на плечо; а так как он был выше роста человека, который осужден был на распятие, то нижний конец его волочился по земле во время шествия. Об άγγαρεύω см. прим. к 5:41. У Луки (19:27-32) добавлена речь Христа во время шествия к Иерусалимским женщинам, которой не встречается у других евангелистов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его

См. Толкование на Мф. 27:26