Толкования на Мф. 27:60

Прп. Иустин (Попович)

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился

См. Толкование на Мф. 27:57

Блаж. Иероним Стридонский

И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. - Он полагается в новом гробе для того, чтобы после Воскресения, когда останутся прочие тела, не измыслил кто-нибудь, что воскрес некто другой. Новый гроб может обозначать также и девственное чрево Марии; а большой камень (saxum - утес), приваленный к входу, показывает, что могила не могла быть открыта без содействия многих.

Блаж. Феофилакт Болгарский

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился

См. Толкование на Мф. 27:57

Евфимий Зигабен

И положи е в новем своем гробе, егоже изсече в камени: и возвалив камень велий над двери гроба, отыде

Один только этот евангелист говорит, что этот гроб принадлежал Иосифу, а другие не обозначили, чей он был. Иоанн (19, 41) сказал: бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе и т. д. Вероятно, что и сад, в котором находился гроб, принадлежал Иосифу. Божественным Промыслом устроено было так, что гроб этот был еще новый, чтобы после того, как Спаситель воскрес, нельзя было подумать, что воскрес кто-либо другой. Привалил большой камень при помощи Никодима. Гроб был высечен вроде пещеры.

Лопухин А.П.

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился

(Мк. 15:46; Лк. 23:53; Ин. 19:41, 12). Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб никто еще не был положен; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: εν τω καινω αύτοΰ μνημείω. Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу был не вне его, а в самой пещере. Об этом можно заключать из Ин. 20:1.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился

Святые евангелисты не говорят нам о сошествии Спасителя во ад; но святой Матфей повествует о воскресших телесах усопших святых; а так как до крестной смерти Господа все души умерших людей, и грешных и праведных, по смерти их сходили во ад, то ясно, что воскресения умерших святых не было бы, если бы Господь не освободил души их из ада. «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия. Чтобы живее представить себе всю торжественность этого события, вообразите, что какой-либо могущественный царь взял приступом враждебный ему город, где в темнице томилось множество пленных, его подданных, которые, претерпевая всякого рода лишения, со дня на день ожидали смерти. По завоевании города победитель тотчас сам спешит в темницу, объявляет свободу томящимся узникам и выводит их с собой. Не здесь ли, в этой темнице, будет место особенной радости и веселья? Сам победитель не назовет ли эти минуты незабываемыми на всю жизнь? Подобно этому и сошествие Спасителя во ад было действием самым приятным и самым славным для воскресшего Господа, потому что в нем яснее всего обнаружилась и безграничная любовь Его к бедному человечеству, и высочайшее могущество Его над врагом рода человеческого. Он сошел духом Своим не в виде страдальца, ибо крестом закончился ряд страданий, а в виде победителя смерти и ада, «да исполнит Собою, – по выражению Церкви, – всяческая». Небо было исполнено Его Божественной славой, земля уже полна Его страданиями; надобно было, чтобы и ад наполнился Его силой» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Что же делал Господь наш во аде? Святой апостол Петр говорит, что Он и там проповедовал. Он хотел показать на деле, что Он есть свет воистину всего мира, свет даже для сущих в самых преисподних темницах адовых. Кому же Он там проповедовал?

Духам… «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Пет. 3:20). Но если и эти несчастные грешники удостоились слышать с пользой для них проповедь Искупителя человеков, то тем более должны с нетерпением услышать ее те из узников адских, которые во время жизни своей не показали упорства и нечестия современников Ноевых, и потому были ближе их к вратам, ведущим из ужасной темницы. Правда, души праведных не терпели там той бедственной участи, какой подвергались души людей грешных; однако же и праведники не имели сил вырваться из страшной темницы духов и вознестись в светлое небо, к престолу Божию: врата небесные для них были еще заключены. О чем же проповедовал Господь наш сущим во аде? Конечно, о спасении, о победе Своей над смертью, о том, что исполнились все древние обетования, совершено искупление первородного Адама и всех его потомков, отверсты врата рая для всех, верующих в Спасителя. Можно ли представить себе, какой радостью должно было сопровождаться это исшествие из ужасной темницы духов, когда и освобождаемые из узилищ земных часто не помнят себя от радости! Тогда-то во всей силе прозвучало изречение Спасителя: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). «Христос Бог, – говорит древний учитель Церкви Тертуллиан, – умерев как человек и будучи погребен, по Писаниям, исполнил и тот закон, что, подобно всем умиравшим людям, сошел во ад, и прежде чем восшел на высоту небес, Он нисшел в преисподняя земли, чтобы там соделать спутниками Себе патриархов и пророков». «Каким же образом произведено самое изведение душ из ада? Без спора ли и брани князь тьмы уступил свою вековую добычу? Без спора и брани, хотя с великим стыдом и печалью. Без спора и брани, ибо, хотя видел нисшедшую к себе Душу человеческую, но эта Душа облечена была всемогуществом Божества, а он был уже поражен в главу и низложен на Голгофе крестом. С великим стыдом и печалью, ибо князь тьмы отдавал теперь все, что у него брали и что только могло и хотело выйти из его державы смерти, даже хотел бы сам бежать и сокрыться от света Божества, перед ним сиявшего, но действием всемогущества Иисусова был остановлен, лишен всех знаков начальства и власти, которыми он окружал себя, как самозванец, и, по выражению апостола Павла, «властно подверг их позору» (Кол. 2:15) перед очами всех оставлявших его теперь пленников, и всех, остававшихся с ним клевретов его» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Проникнув во ад, – говорит святой Кассиан, – Христос сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса».

«Ад, – по слову святителя Златоуста, – был пленен Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан». «Нисходит Господь в преисподняя земли, – рассуждает святой Ириней, – благовествует и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е. все предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи». Прекрасно изображено Святой Церковью сошествие Спасителя во ад в песнопениях Великой Субботы: «Послушав, Слове, Отца Твоего, – воспевает она, – на землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет его, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай. Ужасеся ад, Спасе, зря Тя Жизнодавца богатства онаго упраздняюща, и яже от века мертвыя воставляюща. О радости оныя, о многия сладости, ихже во аде наполнил еси, во днях мрачных свет возсияв! Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе!..» «Торжество главы – Господа нашего есть торжество всего тела и всех членов, т.е. всех нас, верующих во имя Его. Мы не участвуем лично в подвигах земного царя, и однако же все радуемся и торжествуем, когда он одерживает победы, берет города и области. Как же не радоваться нам о победе нашего Царя Небесного? Притом, мы все человеки – члены одного тела. Когда выздоравливает одна половина тела, то это не может не быть отрадно и для другой». Все люди – все потомки первозданного Адама – наши братья: как же не радоваться нам их радостью, когда они, ветхозаветные праведники, вслед за нашим Господом вошли в пресветлый Божий рай?.. Но вместе с этим утешением сошествие Спасителя во ад дает нам и предостережение: Господь однажды уже сошел туда и паки уже не снидет; кто же сойдет туда для освобождения нас, грешных, если по грехам нашим мы будем низведены во ад?..

Троицкие листки. №801-1050.