Толкования на Мк. 1:4

Свт. Иоанн Златоуст

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

Как могло совершиться прощение, когда еще не была принесена жертва, и Дух не сошел, и грех не разрешился, и вражда не устранилась, и проклятие еще не уничтожилось? Взгляни, как точно апостол это выразил. Ибо, сказав, что Иоанн «пришел, проповедуя крещение покаяния в пустыне иудейской», он добавил: …для прощения, будто бы говоря: «Он убеждал их исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение». Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия, человеки удобнее возносятся мыслью к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о богоугодных добродетелях, вход к которым — истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

Господь принимает крещение от раба. Дарующий отпущение грехов не считает недостойным омыть Свое тело в купели возрождения (ср. Мф. 3:13-17, Лк. 3:21-23).

О добром терпении.

Свщисп. Василий Кинешемский

Евангелие наметило новый путь: самоотречение.

Уже первая крупная фигура, появляющаяся в евангельской истории по Марку, фигура Иоанна Крестителя, овеяна этим новым духом.

«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. …Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Всем своим видом он как бы говорил слушателям: «Не в богатстве, не в роскоши, не в человеческой славе, не в земном могуществе надо искать пути к Богу и к счастью. Все это ложь, обман, призрак! Пустыня лучше царских чертогов, ибо ее вечная тишина и однообразие не развлекают ум и позволяют всецело погрузиться в созерцание дел Божиих и Божия величия. Власяница лучше тонких тканей и дорогих одежд, ибо она не разнеживает тела, но, изнуряя его, делает покорным рабом духа. Скудная пища пустыни лучше изысканных яств, ибо она не будит в человеке сладострастия и похоти. Суровая жизнь среди природы лучше праздного, ленивого существования богачей, ибо она закаляет волю для подвига. Отречение от мира лучше привязанности к миру, ибо ничем не связанный, свободный духом человек может служить Богу всем существом своим».

Беседы на Евангелие от Марка.

Тертуллиан

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

См. Толкование на Мк. 1:3

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 4-5 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.

Прот. Иоанн Бухарев

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

О явлении и проповеди Предтечи, а также и далее о Крещении Господа Иисуса Христа св. Марк повествует совершенно согласно со св. Матфеем, только короче (Мф. 3:1-12).

Явился Иоанн, крестя в пустыне… Иоанн был Предтечей Христовым. Он приготовлял Еврейский народ своей проповедью к принятию Спасителя. О Его явлении и назначении предсказали пророки Исаия (Ис. 40:3) и Малахия (Мал. 3:1). Самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом и первое соединено было с немотой отца за неверие Архангелу, а второе – отверстием уст и пророчеством как о Самом Спасителе, так и о Его Предтече, новорожденном сыне Захарии (Лк. гл. 1).

В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, – возраста полной зрелости, то ему был голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа, – мать его Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресв. Богородицы (Кир. Алекс.), – и шестью месяцами был старше Христа (Лк. 1:26). Иоанн был великий подвижник, жил в пустыне; там он проповедовал, там и крестил.

Крещение, это – погружение, омовение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом (Исх.19:10;29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в реке, чему предшествовало исповедание грехов (Мк. 1:5), – оттого оно и называется крещением покаяния, – было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Оно не имело силы отпускать грехи, но указывало только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов (Мк. 1:1); так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым (Деян. 19:3-5). Предтеча проповедовал крещение покаяния, пишет блаж. Феофилакт, для того чтобы люди покаялись и, приняв Христа, получили оставление грехов.

Иоанн проповедовал и крестил в пустыне. У евангелиста Матфея сказано в пустыне Иудейской (Мф. 3:1). Такой пустыней называлось в Земле Иудейской, или Палестине, где родился и жил Господь наш Спаситель, пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими реками. Слово пустыня в Свящ. писании не означает местности, совершенно лишенной жителей, но местность малообитаемую. В пустыне Иорданской были и селения (Мих.). До сих пор еще указывают в нескольких верстах от г. Вифлеема, в дикой местности, пещеру, где жил Иоанн. Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню, с одной стороны, потому что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи (о них чит. в объясн. Мк. 1:22) и другие народные учителя, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Христ. Чт. 1853 г.).

Сама Палестина, иначе называемая Святой землей, находится в Азии, на восточном берегу Средиземного моря. Это – земля, где жил в древности Еврейский народ, от которого по плоти произошел Спаситель. Во времена Христовы Палестина разделялась на 4 части: с правой стороны реки Иордана Галилею, Самарию и Иудею, и с левой, Заиорданскую страну: Перею и др. (См. карту Палест.).

Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первой проповедью: „Мы представляем себе стечение народа, в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый епанчой из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом (Мк. 1:4). Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное оживление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностью этой речи, поражается и видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием; и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное cобpaниe… Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать: кто этот странный и, по-видимому, великий человек? Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такой силой, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в Иудейском народе“.

Сила слова и духа Иоанна производили впечатление на современные поколения, и потому выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1:5).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

См. Толкование на Мк. 1:2