Толкования на Мк. 1:12

Свт. Иоанн Златоуст

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню

Посмотри, куда Дух, взяв, вывел Его: не в город или на площадь, но в пустыню. Ведь поскольку Он хотел выманить дьявола, то дал ему возможность подступиться не только через голод, но и через местонахождение. Ибо дьявол нападает чаще всего именно тогда, когда видит людей в одиночестве и уединении. Так и вначале он напал на жену, когда застал ее одну, отдельно от мужа (Быт. 3:1-6).

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 12-13 Немедленно после того (после крещения) Дух ведет Его (Христа) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною

Да, немедленно… Едва только душа встала на путь к Богу, сейчас же, как вихрь пустыни, набрасываются на нее искушения. Пустыня — это мир бесплодной жизни, это жизнь земли. Она немедленно обрушивается на душу, потому что нет между ними сродства. Между ними борьба. И христианин лишь только объявил себя Божиим, немедленно вынужден начать эту борьбу с миром искушений. Она неминуема. Иначе он не сын Духа, а сын земли. И ты будь готов к искушениям сатаны. В спокойствии прими их, чтобы во всеоружии отразить. Не расслабляйся и не унывай. Борьба с грехом неминуема для воина Бога; значит, если ты воин, то и воюй, а не складывай рук в малодушии. Борьба будет долгой. Сорок дней (в Священном Писании) указываются как наивысший, предельный срок подвига. Предстоит длительная борьба. Борьба на всю жизнь.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 12-13 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему

Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение или, лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя. Все это в Евангелии от Матфея изложено пространнее.

Прот. Иоанн Бухарев

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню

Дух Божий, сошедший на человеческую природу Иисуса Христа при крещении, ведет, – влечет Его в пустыню – для приготовления к великому делу спасения рода человеческого и на борьбу с искусителем, для поражения его (Мф. 4:1).

В пустыню. Пo преданию, это была пустыня, лежавшая на западе от Иерихона, среди пустынных иудейских гор. Доселе она носит название Сорокадневной или Горы искушения. Это – дикое и страшное место, в котором укрывались звери и разбойники. Св. Златоуст при этом замечает: «Не Сам пришел, а был Духом отведен в пустыню, поучая нас не вдаваться самонадеянно в искушения».

Дней четыредесят (сорок). У еванг. Матфея и Луки сказано, что Господь эти 40 дней постился, т. е. ничего не ел. По сорока дней по постились Моисей (Исх. 34:28) и Илия (3 Цар. 19:8). Число 40 в Священном писании напоминает или наказание за грех, – так, 40 дней шел дождь потопный (Быт. 7:417), 40 лет Евреи странствовали по пустыне (Чис. 14:33-34), или покаяние, – таков был пост Моисея (Втор. 9:9), Ниневитян (Ион. 4:4). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь Иисус Христос, второй Адам, выполнил это – выдержал самый строгий пост и победил искусителя (Тр. лист.). Постился Иисус Христос не для того, что Ему был нужен пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против дьявола. Постился не более 40 дней для того, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую тайну Его воплощения (Злат.).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Ср. Мф.4:1)

Евангелист Марк говорит, что Дух Святой с силой увлекает (ἐκβάλλει) Христа в пустыню. Христос чувствует как бы неудержимое влечение пойти в пустыню и там вступить в борьбу с сатаной.