Толкования на Мк. 2:3

Свт. Григорий Палама

Ст. 3-4 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный

Быть может, тебе представляется, что все это было проявлением веры со стороны принесших расслабленного, и, удовлетворившись их верою, Господь затем даровал здравие расслабленному. Но мне мыслится, что дело обстоит иначе. – Действительно, исцеляя отрока начальника синагоги, Господь не требовал от этого отрока веры, как ни – от дочери хананеяныни или дочери Иаира; но, ведь, первая была мертвой, в то время как вторая – дочь хананеяныни – безумной, а отрок начальника синагоги и не находился на этом месте. Поэтому от них Господь и не мог ожидать наличие веры, и для их спасения довлела вера их близких. Но сей расслабленный тут присутствовал и был господином своего разума, хотя телом и был расслабленный (паралитик). Посему мне представляется, что именно больше на основании его благой надежды и его веры, пустила корни вера и у принесших его и ободрила их придти, и убеждаемых сим расслабленным, принести и вынести на кровлю и оттуда опустить его пред Господом. Потому что не против его воли они это сделали, и расслабленность параличного не была расслабленностью его разума, но он, справедливее сказать, – очевидным образом был выше того, что омрачает и препятствует вере. В то время как любовь к человеческой славе отвела фарисеев от веры в Господа; почему Он им и сказал: «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от Единаго Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

Омилия 10. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы.

Свт. Николай Сербский

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо

См. Толкование на Мк. 2:1

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 3-5 И пришли к Нему (Христу) с расслабленным… и, прокопавши ее (кровлю дома), спустили постель… Иисус, видя веру их… (совершает чудо)

Первое условие благодетельного вмешательства Божией силы в человеческую жизнь — наличие веры в среде, на которую простирается Божие вмешательство. Есть вера для достойного и целесообразного восприятия Божией силы — Господь совершает чудо, нет веры — нет чуда. Так происходит не по недостатку Божия всемогущества, а потому, что Божия сила не действует механически. А ведь если человек не имеет веры и, значит, не может воспринять Божией силы, то ее действие будет или механическим и как бы насилующим свободную волю человека, или же оно будет бесцельное и как бы растворится в пространстве. То и другое совсем недостойно Божией силы как Высшей разумной стихии. Потому и сказано: «Не мечите бисера», и другой раз: «Он (Господь) не сотворил (не мог сотворить) там чудо за неверие их (окружающих)».

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо

См. Толкование на Мк. 2:1

Прот. Иоанн Бухарев

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо

С расслабленным. Под болезнью расслабления в Новом завете разумеется апоплексический удар, поражающий все тело, или паралич какой-либо части тела напр. руки, ноги и т. п. Которого несли четверо (носима четырми), по сказанию евангелиста Матфея, несли расслабленного положенным на одре (Мф. 9:2). Одр, это вроде матраца или одеяла, на котором четверым удобно и легко было нести больного.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо

Несших расслабленного было четверо. Следовательно, больной был человек взрослый.