Толкования на Мк. 2:21

Свт. Иоанн Златоуст

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Душа такого человека есть ветхий плащ и старые мехи. Она не обновилась верой, не преобразилась благодатью Духа. Она еще немощная и земная, думает о житейском, и пребывает в заботе о пустых фантазиях мира, и вожделеет здешней славы. Если же такой человек с самого начала услышит, как ставший христианином немедленно делается узником и заковывается в цепи, то, устыдившись и оробев, отпрянет от проповеди.

К народу антиохийскому.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 21-22 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи

Когда будешь рассматривать рваную одежду своей души и будет тебе стыдно и захочешь ее обновить, не рядись в яркие лоскутья заплат. Брось пеструю, крикливую ветошь и лучше оденься в одежду простую, но новую. В духовной жизни нельзя начинать постройки нового с подлаживания к старому. «Новое» — Божие — несоединимо с «ветхим» — человеческим. Новому вину Божией силы и тесно и неуютно в старых мехах. Да оно и порвет негодную оболочку старого… И будет и крушение, и затяжная болезнь. Нет, решительней, без саможаления кидай ветхую рвань и облекайся в одежду света. Трудно? Помощник Бог. Он — Совершитель жизни.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-22 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые

Как «небеленная», то есть новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста. Или можешь и так понимать: Христовы ученики, будучи уже новыми людьми, не могут служить старым обычаям и законам.

Беда Достопочтенный

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Если кто спросит, в чем таинственная разница между молодым вином и новой одеждой, тот легко заметит, что вином мы освежаемся изнутри и пьянеем, одежду же надеваем снаружи поверх себя. И то и другое имеет отношение к духовной жизни. Одеяние, конечно, означает наши добрые дела, которые мы совершаем и на основании которых предстаем перед людьми. А молодым вином разжигается жар веры, надежды и любви, через который, с новизной чувств внутри нас, мы преображаемся в очах нашего Создателя.

Изложение Евангелия от Марка.

Прот. Иоанн Бухарев

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Это – второе сравнение. Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостью жизни и тягостью заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых в третьем уподоблении. Из этих слов Господа епископ Феофан выводит урок, что к строгости внешнего подвижничества должна быть большая внутренняя подготовка.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

См. Толкование на Мк. 2:18