Толкования на Мк. 2:27

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

Из сих изречений можно извлечь два правила. Первое: дела неизбежной нужды позволительны в день Господень. Второе: дела благотворныя и человеколюбивыя достойны дня Господня. Но из сего по необходимости надлежит заключить и то, что дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственнаго достоинства и благотворности, и Евангелие, так же как древний закон, оставляет запрещенными в день Господень.

Беседа об освящении дня Господня (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год

Свщисп. Василий Кинешемский

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.

Беседы на Евангелие от Марка.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И сказал (Господь) им (ученикам): суббота для человека

Не ставьте человеческих обычаев выше Божиих требований. Человеческий обычай зовет в сторону от храма, к семейной и домашней жизни, он идет вразрез с Божиим законом. Откиньте его деспотизм… Пусть обычай подчинится человеку ради Бога, а не господствует над человеком, отдаляя его от Христа.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 27-28 Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы

Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится [здесь] началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого — более божественного. А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому Суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, Суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы.

Главы о богословии.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

См. Толкование на Мк. 2:23

Прот. Иоанн Бухарев

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради (суббота для человека, а не человек для субботы). Это значит, что суббота дана человеку для достижения чрез нее высоких нравственных целей: она дана для успокоения его от трудов и треволнений житейских, а вместе с тем для того, чтобы успокоившись от трудов целой недели и перестав заботиться о мирском, земном и суетном, все внимание свое он обратил к Богу – Творцу всего и к небесному, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что полезно для нравственности человека, и никак не останавливаться в таковой, полезной для себя и для ближних деятельности именно ради того, что извращенные иудейские учения запрещают всякое дело в субботу (Мих.).

У еванг. Матфея Господь тут прибавляет: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы; то не осудили бы невинных (Мф. 12:7). Этими словами Христос поясняет, что фарисеи потому осуждают учеников Его, срывавших колосья в субботу, что не имеют милосердия и сострадательной любви к ближнему, каковой Господь требует напр. чрез пр. Осию в словах: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6), что все внимание их направлено только на одни жертвы, обряды и обычаи предания и что, если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, то не осудили бы учеников, срывавших колосья для утоления голода хотя и в субботу (чит. то же в объяснен. Мк. 2:17).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

См. Толкование на Мк. 2:23