Толкования на Мк. 2:28

Свт. Евсевий Кесарийский

посему Сын Человеческий есть господин и субботы

При том, что в неделе семь дней, шесть Бог дал нам для работы, а один - для молитвы и отдыха, и избавления от зла, и чтобы, если за шесть дней совершим какие-нибудь прегрешения, в день Господень пришли бы просить за них милости у Бога. Посему иди на утреню в церковь Божию! Приди к Владыке, исповедай Ему свои прегрешения, покайся в молитве и с сокрушением сердца останься на божественную и священную литургию; исполни свою молитву, никоим образом не выходя до отпуста. Узри своего Владыку раздробляемым и раздаваемым, но не истощаемым, и, если совесть у тебя чиста, подойди и приобщись Тела и Крови Господних.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

посему Сын Человеческий есть господин и субботы

Что касается до величественнаго изречения Господня: «Господь есть Сын человеческий и субботе»: слыша сие, не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее, и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел разорити закон, но исполнити (Матф. V. 17). И нарекши Себя Господом субботы, Он являет Свое Божество и власть истолковать закон субботы (ибо кто лучше может истолковать закон, как Сам Законодатель?), исполнить его и обновить. Сию власть особенно явил Он в том, что, сохранив сущность первоначальнаго закона – посвящать Богу седьмый день, освятил для сего новый день Своим славным воскресением. Древний день субботный, празднованный в память сотворения мира, не вполне радостный с того времени, как сотворенное повреждено грехом, по справедливости должен был уступить свою славу новому дню воскресному, в память новаго творения, которым мы созданы во Христе Иисусе на дела благая (Еф. IІ. 10), порождены во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых (1 Петр. I. 3). Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще возвысил. И потому, если свят и благоговейно чтим был древний день Господень, день «субботы», то есть, покоя, в память перваго творения временнаго: то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости новаго творения, пребывающаго во веки?

Беседа об освящении дня Господня (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год

Прп. Максим Исповедник

посему Сын Человеческий есть господин и субботы

См. Толкование на Мк. 2:27

Блж. Феофилакт Болгарский

посему Сын Человеческий есть господин и субботы

См. Толкование на Мк. 2:23

Прот. Иоанн Бухарев

посему Сын Человеческий есть Господин и субботы

Т. е. Он Христос, Который имеет скоро отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь заранее отрешаться от нее (Мих.). Он, как Законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его (Филар.). В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с той же целью покоя от всех житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, пишет епископ Феофан. „Христианское здравомыслие никогда не доходило до житейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и угождению прочих чувств. О Боге и благотворении некогда и вспомнить“. А у прочих людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех. О названии Иисуса Христа Сыном Человеческим чит. в объясн. (Мк. 2:10).

Из повествования о срывании колосьев Апостолами епископ Феофан выводит прекрасное нравоучение пересудчикам других. „Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти бывает так: рассуди о поступке ближнего, и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза. И, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда он воспримет сожаление и скорее готов будет плакать, нежели укорять. Действительный грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

посему Сын Человеческий есть господин и субботы

См. Толкование на Мк. 2:23