Толкования на Мк. 4:24

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 24-25 И сказал им (Христос ученикам): замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вопиющая несправедливость! Отнимается последнее у нуждающегося… Дается тому, кто и без того уже имеет. Не волнуй кровь! Здесь мудрость. Не напрасно предупредил Христос: «Замечайте, что слышите». Здесь незыблемый закон духа. Дух Господень есть жизнь и свет (Ин. 1:4). Жизнь от Божия Духа есть движение, рост. И свет брызжет свои лучи всюду. Так и бывает в духовной жизни. Если семя Божие попало в твою душу и ты не глушишь его, то оно будет наслаиваться, как снежный ком, и заполнит всю душу. Чем сильнее ком света в душе, тем стремительнее он все подчиняет себе и все растет и растет, и проникает, и захватывает все поры души и стороны жизни. В таком состоянии как будто раскрывается душа и делается, как губка. Как губка, берет в себя влажность атмосферы и сама ширится и растет, так и душа, вкусившая Божией жизни и Божия Света, без насыщения улавливает все невидимо разлитое Божие и ширится, и выходит, и поднимается сама. Конечно, в таком состоянии душе в обилии дается Божие не потому, что Бог несправедлив к другим, а потому, что эта душа становится способной воспринять Божие. И ей больше открывается Божиих тайн и подается Божией силы, потому что она больше усваивает Божию обращенность к людям и силу. Получается закон: больше имеешь — больше получаешь. Вот почему «кто имеет, тому дано будет». И по той же причине «какою мерою мерите, такой и вам будет отмерено»! Меришь жизнью и светом — получаешь жизнью и светом. Меришь богато — получаешь богато… Нет, не так: получаешь богаче, получаешь несчетно, потому что «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34). Потому и добавляет Христос: «И прибавлено будет вам, слушающим». Если ты слушающий и слышащий, то, значит, у тебя открыты уши, значит, ты не «внешний», а «свой», и тебе открываются Божии тайны (Мк. 4:11), и в них — свет и жизнь. И, конечно, они даются не человеческою мерою. Словом «мера» по-человечески определяется твоя способность восприятия Духа и жизни, а Господь дает без цены и счета. Сравнительно с тем, что ты имеешь, Господь дает от Своего могущества обильно и преизобильно. Это и выражено по человеческому счету словами: «И прибавлено будет вам, слушающим». А как же с неимущим? Проследи Господню мысль и тебе будет ясно. Как в отношении имущего Господь вовсе не несправедлив, а все дело в способности человеческой души к духовному росту, так же точно и в отношении неимущего. Господь пришел спасти погибающего и можно ли приписать Господу, что Он отнимает последнее у слабого? Господь обильно расточает свет и жизнь. Кто крепко укоренил в себе первые зачатки Божия Света и жизни, тот схватывает Божии лучи света и силы и усвояет их, и растет под Господним воздействием. А кто духовно хил и не заботится о зачатках Божия, как фундамента души, тот, если и схватывает семена жизни, то они, не находя доброй почвы в душе человека и не имея корней, скоро чахнут и гибнут, как будто их не было. Вспомни притчу о сеятеле. И выходит, что у неимущего и отнимать-то нечего. Да и имел ли он что-нибудь? Ведь недаром он называется «неимущим». Хороша здесь славянская редакция текста; она читается так: у неимущего отнимается то, «еже мнится имети», т.е. отнимается то, что он думает, что имеет, в действительности же он ничего не имеет и отнимать у него нечего. Значит, Господне слово «отнимется» означает «исчезает», «бесследно пропадает», «рассеивается, как дым» то, что человек считал своим духовным богатством. Не изумляйся! «Мнится имети» бывает, и часто бывает. Так могут быть обозначены все те душевные состояния, которые святой апостол Павел называет «образом благочестия», т.е. видимостью благочестия без его внутренней силы (2 Тим. 3:5).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам: меряешь другим любовию – и тебе будут мерить любовию, меряешь злобою – и тебе отмеряют злобою, благожеланием – и тебе тоже, завистию – и тебе также, щедростию – и к тебе будут щедры, скупостию – и для тебя будут скупы.

Не человек, так Бог воздаст за всё – за добро и за зло. Отзовется непременно то и другое. Как аукнется, так и откликнется.

Эти слова Спасителя исполняются здесь во всей точности. Сделаешь добро другому – тебе отплатится втрое, всемеро, вдесятеро: если не теми, кому сделано добро, так Самим Господом чрез других людей. Это опыт. Итак, будьте любезны, щедры, справедливы друг к другу. Угощайте с любящею и открытою душою приходящих гостей, подавайте щедрую милостыню и далеко гоните от сердца своего всякую скупость: вы не теряете, а непременно приобретаете. Да царствует общение и любовь.

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам от Господа в нынешнем веке и в будущем. Чем больше у тебя будет гостей и чем радушнее ты их угостишь, тем щедрее тебе воздаяние от Господа, Который пошлет тебе людей с дарами тебе. Это испытано много раз. Потому давать кому-либо по христианской любви и гостеприимству не значит терять, а приобретать – таков закон у Господа, Отца милосердия и Бога всякого утешения (2Кор. 1, 3).

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 24-25 И сказал им; замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, - говорит, - что слушаете; не опускайте ничего сказанного Мною. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам», то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 24-25 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

В нюже меру (какою мерою) мерите и пр. Эти слова Господа есть и в Евангелии Матфея (Мф. 7:2). По сказанию сего евангелиста, они были произнесены Господом при другом случае, а не при том, что у еванг. Марка, – именно при учении о неосуждении других. Слова сии служили поговоркой у Евреев. У еванг. Марка приводятся они в следующем смысле: насколько будет внимательности у Апостолов к учению Христову, настолько приложится им ведения (Зигабен).

Иже бо аще имать (ибо кто имеет) и пр. И эти слова тоже есть в Евангелии Матфея (Мф. 13:12). Там они сказаны Господом при том случае, что и у Марка – при учении притчами. Они были также еврейской поговоркой, которая взята с того, что богатый, трудясь, более и более богатеет, а бедный при лености теряет и последнее. Смысл этих слов по отношению к Апостолам и народу следующий: Апостолы с дарованным им от Бога познанием тайн царствия небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания без помощи притчей потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим

«Замечайте, что слышите». Такой перевод представляет только повторение ранее высказанного призыва (стих 23). Между тем евангелист едва ли без нужды стал повторять одно и то же. Естественнее всего видеть здесь призыв учеников ко внимательному запоминанию всего, что им будет сообщать Христос о тайне Царствия Божия: чем внимательнее они будут относиться к этому учению, тем больше и больше им будет даваться разумения от Бога. Так пророк Елисей наполнил елеем все сосуды, какие к нему принесли, и когда не стало уже пустых сосудов, елей перестал течь (4 Цар. 4:1–6). У Матфея это изречение приведено в другой связи (см. Мф. 7:2).