Толкования на Мк. 4:27

Сщмч. Григорий (Лебедев)

и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он

См. Толкование на Мк. 4:26

Прав. Иоанн Кронштадтский

и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он

Ты спасаешь нас, Господи, Своими дивными, премудрыми судьбами, а мы не знаем, как Ты нас спасаешь, как Ты возращаешь в нас класы присноживотия.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он

См. Толкование на Мк 4:26

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 27-28 и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе

Спит и встаёт, т. е. живет, не оказывая никакого особенного влияния на произрастание семени. Этими словами Господь говорит, что, как семя дает росток, стебель, цвет и затем плод, это мы видим, но каким образом совершается все это, мы не знаем; так точно же не знаем и того, каким образом совершается в душе человека нравственное его перерождение. Само собой понятно, что из сего нельзя заключить, что будто люди не должны употреблять своих усилий для развития и утверждения в душе своей веры и добродетели; нет, Господь Сам говорит: Царствие Небесное силою берется, и только употребляющие усилие, восхищают его (Мф. 11:12). И земля, хотя сама собою производит зелень и пр., но и со стороны человека требуется возделывание ее, удобрение, уход. Земля плодит прежде траву (производит сперва зелень) и пр. Таким же точно образом, и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека, одного в частности, и в жизни целых обществ. Вера и благочестие сначала бывают слабы в людях, подобно молодому ростку (зелени) прозябающего семени; требуют забот с их стороны, влаги и лучей Божией благодати, нуждаются в защите и охранении от холода миpa, от жара страстей, от разных житейских бурь. И уже при таких условиях – развиваются и дают плод добродетели и спасения (дает колос и полное зерно в колосе). Блаженный Феофилакт пишет: „Сначала, когда бываем младенцами, мы произращаем зелень, –показываем начаток добра; потом – колос, когда бываем уже в состоянии противостоять искушениям; затем образуются в колосе и полные зерна–это тогда, когда приносим плод совершенства“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он

См. Толкование на Мк 4:26