Толкования на Мк. 5:18

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 18-19 Бесновавшийся просил Его (Христа), чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя

Почему Христос в другой раз указывает оставить дом, идти за Собой? «Приходи, следуй за Мной», — сказал юноше (Лк. 18:22). И еще: «Всякий, кто оставит домы… отца… мать… жену… ради имени Моего, наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Есть заповедь о любви к Богу, и она первая и главнейшая. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37-38). Есть заповедь о любви к ближнему, и она по своей важности подобна первой: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Исполнение первой контролируется второй: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Потому Господь, утверждая исцеленного бесноватого в любви к Себе, посылает его на дело любви к ближним: «иди домой к своим»… Конечно, первое дело любви к своим, родным — открыть им истину жизни, если они пребывают во тьме. Исцеленному и заповедуется пойти к неверующим и рассказать им о Господе и о чудных делах Его милосердия. Когда дело любви уже исполнено («все это сохранил я от юности моей»(Мф. 19:20), тогда человеку указывается, как предел совершенства, всецелая отдача себя Богу.«Если хочешь быть совершенным… приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Или когда при исполнении дела любви обнаружилось, что «ближние» принадлежат к миру не Христа и не покинут его, тогда естественно, по слову Господа, разделение человека «с отцом его» (Мф. 10:35), и человек ради Царства Христова оставляет дом, отца, мать, жену, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф. 19:29). Этими же словами Господа, обращенными к исцеленному, указывается обязанность верующего не скрывать Божией милости, явленной человеку, поведывать ее миру, особенно в тех случаях, когда окружающие нуждаются в утверждении в вере. Как Господь во имя долга любви направил исцеленного бесноватого к своим, чтобы открыть им истину, так же точно во имя любви наш святой долг — открыть своим, ходящим во тьме, Истину Христа и своей жизни по Его правде.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним

См. Толкование на Мк. 5:14

Прот. Иоанн Бухарев

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним

Дабы был с Ним. Несомненно, чувство благодарности побуждало исцелённого просить Иисуса Христа об этом, чтобы послужить Ему в чем-либо. Могло быть и то, что исцеленный боялся, чтобы снова не вошли в него нечистые духи и не начали опять мучить его (Зигабен).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 18-20 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились

Господь не остается в этой стране, но удаляется отсюда, потому что время для проповеди здесь еще не наступило. Но это не мешало рассевать здесь семена евангельского учения исцеленному бесноватому, и Господь посылает его возвестить о том, что с ним случилось, всем его родственникам. В полуязыческой стране эта проповедь о Христе Чудотворце не могла произвести того чрезвычайного увлечения мессианскими надеждами, какое нередко проявлялось среди чистокровного иудейского населения и которое обыкновенно кончалось тем, что народ стремился объявить Христа Царем (ср. Мф.8:4).

Если исцеленный пошел с проповедью по всему Десятиградию (см. Мф.4:25), то это объясняется тем, что он, вероятно, имел немало родных, живших в разных городах этой области.