Толкования на Мк. 6:4

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем

Эти слова приложимы и к оценке людского отношения к христианству. И для людей в христианстве «несть пророка», нет чуда, нет Христа как Бога. Как у домашних нет горизонта в оценке своего человека, родного и близкого, и их глаза застилаются житейскими мелочами, которые на первом плане, так же точно в оценке христианства, Церкви, людям мешает отсутствие горизонта и масштаба. Человеческая мысль путается в ближайших, видимых мелочах. Она пленена ими и не в силах из них выбраться. А надо смотреть шире… За людьми, за их суетливостью, за мелочами ничтожных интересов, за борьбой самолюбий и тщеславий надо находить Всемогущую Божию Руку, ведущую жизнь в целом и направляющую события к своему концу. Тогда поймешь текучесть событий, найдешь свое место в них и поймешь, что требует от тебя Господь. Только тогда может быть ясность в жизни и спокойствие в деятельности.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 4-6 Иисус же сказал им; не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Господь говорит вообще о всех пророках, что они не пользуются честью в отечествах своих, между сродниками и домашними. Имеют ли они знаменитых сродников? В таком случае эти сродники завидуют им и потому бесчестят. Будут ли они бедного происхождения? - опять бесславят их за бедное происхождение. Господь не мог сотворить там чудес не потому, что был бессилен, но потому, что те были люди неверующие. Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их как людей неверующих и при виде чудес. С другой стороны, для чудотворений потребна, во-первых, сила творящего, во-вторых, вера приемлющих чудо. Поскольку же здесь не доставало второго (из этих условий), то есть веры имеющих нужду в исцелении, то Иисусу не благопотребно было творить чудеса. Так и должны мы понимать, что выражение евангелиста «и не мог» употреблено вместо - не решался.

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем

Несть (не бывает) пророк без чести, токмо (разве) в отечествии своем и пр. Это – народное присловие, которым выражается, что труднее быть признанным за человека необыкновенного на месте рождения и воспитания, чем в других чужих местах, как действительно и было с Иисусом Христом; потому что нигде Он не находил столько противников Себе и Своему учению, как в Своём отечественном городе Назарете.

Тут, по сказанию св. евангелиста Луки, даже хотели умертвить Его (Лк. 4:28-29). „Присовокупил: и в доме своем, пишет св. Златоуст, как, думаю, разумея братьев своих“; потому что известно, что сначала враждовали против Христа некоторые и из братьев. Так повествуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июля): когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно св. Девой Марией. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал в Иисуса Христа.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем

(См. Мф.13:57).

Может показаться странным то, что Христос говорил о неприятии Его в Назарете. Разве Его недавно (Мк.5:17) не отвергли также жители страны Гергесинской? Но там Христос выступил как чужой человек, совершенно неизвестный, а здесь, в Назарете,Ему уже предшествовала молва о Его чудесах. Поэтому отвержение Его назаретянами представляло более оскорбительный для Него факт, чем отвержение гергесянами.