Толкования на Мк. 6:5

Свт. Григорий Богослов

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

…Иное невозможно по недостатку воли; например: не мог совершить там знамения из-за неверия принимающих (ср. Мф. 13:58). Ведь поскольку для исцеления нужны обе эти вещи, то есть и вера врачуемых, и сила врачующего, они не способны были получить одно по причине отсутствия другого. Не знаю, не следует ли и это отнести к разумному основанию. Ведь было бы неразумно исцелять тех, которым потом повредило бы неверие. В этом же смысле сказано: Вас мир не может не ненавидеть (ср. Ин. 7:7), а также: Как вы можете говорить доброе, будучи злы (МФ. 12:34)? Ибо каким образом здесь что-либо невозможно, как не в смысле отсутствия желания? Есть среди сказанного Господом и нечто такое, что по природе своей невозможно, однако возможно Богу, если Он захочет (ср. Мф. 19:26, Мк. 10:27). Например, то, что одному и тому же человеку невозможно родиться дважды (ср. Ин. 3:4), или игольные уши, не пропускающие верблюда (ср. Мф. 19:24, Мк. 10:25, Лк. 18:25) . Что помешало бы этому произойти, если бы Бог захотел? Однако вне всего этого стоит то, что совершенно невозможно и недопустимо… Невозможно, чтобы Бог был зол или чтобы Его не было, ибо такое показывало бы бессилие Бога, а не силу. Также невозможно, чтобы несущее существовало, а дважды два было бы одновременно и четыре, и десять. Невозможно и то, чтобы Сын делал что-либо неприемлемое, чего не делает Отец.

О Сыне (Слово 30).

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И не мог (Господь) совершить там (на Своей родине, среди своих) никакого чуда (Мк.6:5) по неверию их (Мф. 13:58)

Какие слова! «Не мог совершить»! Не сказано: «не совершил», а «не мог совершить», как будто ограничено было Божественное Всемогущество! Это новое и поразительное свидетельство того, что Божественная Сила как бы связывается человеческой немощью (ср. Мк. 5:25-34). Бог бессилен спасти человека без человека. Божественная Сила всегда готова излиться на человека… Но со стороны человека требуется порыв души и открытость души, чтобы воспринять Божественную Силу. Употребим аналогию: как в материальных вещах, для того, чтобы тот или иной аппарат уловил какие-либо атмосферные токи, надо, чтобы был открыт и действовал его приемник (как, например, в радиоаппаратах); так же точно для того, чтобы человеческой душе включиться в контакт с Божественной Силой, надо, чтобы приемник души был открыт и действовал. Тогда он уловит токи благодатной Силы. Если же души закрыты, глухи, если они неспособны принять Божий дар, то не расточать же Господу Свою Божественную Силу как бы в пространство. И Господь заключился в Себе. Это и обозначает Евангелие, когда говорит: «Не мог совершить там никакого чуда». Потому что закрыты были души. Никто не думал о Божественной Силе, и никто не обращен был к ней. Понятно, что выражение «не мог совершить» не содержит в себе и тени намека на то, что Господь не имел силы совершить чудо, а равносильно мысли, что Господь, скорбя о закрытии людских сердец, сознательно не совершил на Своей родине многих чудес. Святой евангелист Матфей так и пишет: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (13:58).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Иоанн Кассиан

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

В некоторых случаях Он настолько обильно изливал Свою целительную силу, что евангелист воскликнул об этом: И исцелил всех больных (Мф. 8:16, ср. Лк. 4:40). Среди других людей безграничная мера Христовых благодеяний натыкалась на такие большие препятствия, что сказано: И не совершил там многих чудес по неверию их (Мк. 6:5-6, ср. Мф. 13:58). Щедрость Бога измеряется верою человека, так что одному Он говорит: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), другому: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8:13), третьему: Да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28), четвертому: Вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22, Мк. 5:34, 10:52, Лк. 8:48, 17:19).

Собеседования.

Блж. Феофилакт Болгарский

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

См. Толкование на Мк. 6:4

Ориген

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Как у некоторых тел есть естественное влечение к другим: у магнитного камня к железу и у так называемой нефти к огню, так же, возможно, есть влечение и у подобной веры к божественной силе. Поэтому сказано: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет (Мф.17:20). Мне же кажется, что и Матфей, и Марк, желая точно выразить превосходство божественной силы - что она способна творить и при неверии, хотя ее действие и не таково, как если бы получающие благодеяние имели веру, - высказались не в том смысле, что Он не совершил чудес из-за их неверия, но просто: Не совершил там многих чудес (Мф. 13:58, ср. Мк. 6:5). Что касается Марка, то, сказав, что Он не мог совершить там никакого чуда, он на этом не остановился, но добавил: Только, на немногих больных возложив руки, исцелил их, - потому что и в этом случае Его сила оказалась победительницей над неверием.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Неверие в Иисуса Христа и блазнение о Нем Назаретян не позволяли Ему совершить чудес; потому что от тех, над которыми совершаются чудеса, требуется вера, а в Назаретянах ее не было (Мф. 13:58). В ком же из них было хотя немного веры, те удостоились чудотворений: на немногих больных возложив руки, исцелил их.

„Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, замечают св. Златоуст и блаж. Феофилакт для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали, что если бы были чудеса, то мы уверовали бы. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие“. Так Господь может лишать и нас – христиан Своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Конечно, Христос не потерял силу творить чудеса, но ведь эта сила, как показывает исцеление кровоточивой женщины (Мк.5:34), проявлялась только там, где встречала себе веру со стороны человека (свт. Григорий Богослов, блж. Феофилакт). Впрочем, и здесь Христос исцелил несколько больных, очевидно, уверовавших в Него, – только эти чудеса не были особенно поразительными.