Толкования на Мк. 6:13

Свт. Филарет (Дроздов)

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

О Елеосвящении

361. ЧТО ТАКОЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

362. ОТКУДА БЕРЁТ НАЧАЛО ЭТО ТАИНСТВО? Это Таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху». Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему» (Иак. 5:14-15).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

Сщмч. Киприан Карфагенский

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Необходимо, чтобы крещеный принимал и помазание, чтобы, получив его, он мог стать помазанником Божьим и иметь в себе благодать Христа. Далее, при евхаристии, елей освящается на алтаре и им помазываются крещеные. Тот же, у кого нет ни алтаря, ни Церкви, не может освятить и елей.

Послание LXX .

Блж. Феофилакт Болгарский

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

См. Толкование на Мк. 6:12

Прот. Иоанн Бухарев

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Господь Иисус Христос как Сам творил чудеса для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а божественное, принесенное с неба, и чтобы лучше веровали в Него, как Спасителя; так Он дал силу творить чудеса и апостолам, чтобы лучше верили их учению и тому, что они посланники Божии.

И мазаху (мазали) маслом многи недужныя (многих больных), и исцелеваху (исцеляли). Мазание маслом вообще имеет свойство утолять боль, особенно от ран. Но здесь разумеется помазание, посредством которого сообщалась сила или благодать Божия, отпускавшая грехи и тем исцелявшая от болезней телесных, подобно тому, как это же сообщалось чрез возложение Господом рук на больных или чрез прикосновение или помазание глаз брением (Мф. 8:3; Мк. 8:23). Впоследствии помазание священным елеем от рук священников сделалось таинством, врачующим немощи и душевные, т. е. грехи, как пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15).

У еванг. Матфея тут прибавлено: даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). Это значит, что апостолы должны были проповедовать и творить чудеса не за плату, не из корысти. „Этим Господь смиряет их высокоумие, пишут св. Златоуст и блажен. Феофилакт, чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей, также предостерегает и от сребролюбия: так как к страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце“. Этими же словами Господь еще учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества: ибо трудящийся, сказал он, достоин награды за труды свои (Лк. 10:7; 1 Кор. 9:8-14).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли

Изгнание бесов выставляется евангелистом Марком как первое дело апостолов (Мк. 1:34) и отличается от исцелений больных.

Помазание маслом как в древности, так и до сих пор на Востоке имеет лечебное значение (нечто вроде антисептической меры). Но апостолы, как видно из контекста речи в настоящем разделе, употребляли масло скорее как символ того исцеляющего действия, какое они хотели совершить над тем или другим больным. Подобное этому действие совершил Сам Христос над слепым, помазав ему глаза грязью (Ин. 9:6). Употребляя масло, апостолы, так сказать, располагали больных к вере в то, что они могут им помочь, а потом уже совершали исцеления – конечно, тогда, когда на это была воля Промысла. Этот обычай и впоследствии существовал в Церкви (Иак. 5:14), и отсюда же идет употребление елея при Таинстве Елеосвящения, помазания.