Толкования на Мк. 6:23

Свт. Иоанн Златоуст

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

Она танцевала, а после пляски совершила другой грех, еще более тяжкий, ибо убедила этого безрассудного человека с клятвой пообещать ей, чего бы она ни попросила. Видишь, к какому безрассудству приводит клятва? А что, если бы она попросила твою голову? А если все царство? Он, однако, ничего такого не сознавал, ибо рядом стоял дьявол, сплетавший прочную западню, и с того времени, как тот произнес клятву, он и ловушку расставил, и повсюду раскинул сети. О, преступная просьба! Но она все же уговорила его, задумав накинуть узду на этот священный язык, который и доныне вопиет. Ведь каждый день, а вернее, в каждой церкви вы слышите, как Иоанн вопиет через Евангелия и говорит: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (ср. Мф. 14:4). Ирод отсек голову, но не пресек гласа, заставил замолчать язык, но не само обличение. Видите, что делает клятва? Отсекает головы пророкам. Видишь приманку? Устрашись погибели!

Огласительное слово о клятве.


Так дорожил Ирод своей властью и так мгновенно был пленен своей страстью, что уступил под воздействием ее пляски. Что удивляться произошедшему в те времена, когда и сейчас, после такой премудрости, ради пляски этих изнеженных юнцов многие отдают даже собственную душу, не нуждаясь в какой бы то ни было клятве? Ибо, плененные наслаждением, они следуют, будто овечки, куда их потащит волк.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Свщисп. Василий Кинешемский

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

Наконец, в сцене с Соломией он уже почти совсем не владеет собою. Напряженное до последней степени сладострастие отуманивает его, и он дает свою безумную клятву. Он уже полный раб страсти! Так при отсутствии сопротивления усиливается страсть, захватывая в свою деспотическую власть человеческую душу. Наряду с этим мы замечаем и другое явление: один вид допущенного греха вызывает множество других. В данном случае вслед за блудною похотью является вероломство по отношению к брату, кровосмесительное прелюбодеяние, несправедливость, жестокость, насилие по отношению к Иоанну, суетная клятва, тщеславие перед гостями, ложное самолюбие и, наконец, убийство. Как будто за первой змеей пробудившейся страсти, сознавшей свою силу, сразу начинает шипеть и шевелиться целая стая других змеек, до сих пор мирно дремавших в душе. Наконец, нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что искушения, представляющиеся Ироду, становятся все серьезнее, а преступления тяжелее. Как будто идет проверка, до какой степени падения может дойти этот человек, подчинившийся пороку.

Беседы на Евангелие от Марка.

Блж. Феофилакт Болгарский

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

См. Толкование на Мк. 6:21

Беда Достопочтенный

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

Мы слышим здесь о трех одинаково бесчестных деяниях: о безудержном праздновании дня рождения, о распущенной пляске девицы и о необдуманной клятве царя. Каждое из них учит нас не поступать таким образом… Приняв решение, Ирод стал его жертвой: он должен был либо нарушить клятву, либо навлечь на себя другой позор, дабы избежать клятвопреступления. Поэтому если случится нам опрометчиво дать клятву, которая при рассмотрении приведет к еще худшим последствиям, то следует изменить ее в соответствии со здравым смыслом: как можно скорее нарушить клятву, чтобы не впасть в еще большее преступление как раз из-за опасения преступить ее. Вот Давид поклялся перед Богом убить Навала, человека глупого и нечестивого, и разорить все его имущество, но при вмешательстве мудрой Авигеи сразу же оставил угрозы и вложил меч в ножны, не чувствуя вины за то, что нарушает клятву, данную прежде (1Цар. 25:2-39). Ирод же поклялся дать пляшущей девице все, что она пожелает, и, испугавшись разговоров пирующих, сам пир осквернил кровью, когда назначил наградой за танец убийство пророка.

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

Из этого поступка Иродова виден как деспотизм его, так особенно крайнее развращение; ибо, чтобы наградить юную развратницу, он призывает Бога в свидетеля, что даст ей все, чего бы ни вздумалось ей просить (Мих.). „Смотрите, замечает при этом в своей беседе Евсевий еп. Могилевский, до чего доводит страсть, как уничижает она человека, как помрачает его смысл и здравое чувство. За что Ирод хочет дать даже до полцарствия? За пляску“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

См. Толкование на Мк. 6:22