Толкования на Мк. 9:23

Свт. Григорий Палама

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

Говорит же Он это не потому, что не знает о его неверии, но для того чтобы постепенно привести его к вере и вместе с тем показывает, что именно это его неверие и было причиной тому, что Ученики не могли изгнать беса. Внимательно исследуй, что повествует Евангелист: он не говорит, что Господь сказал отцу отрока: «Аще можеши веровати» в том смысле, будто бы Господь всегда требовал, чтобы у тех, которые добивались исцеления, было наличие веры; но Он сказал это в данном случае потому, что будучи Владыкою и Хранителем душ, Он имел заботу и их исцелить посредством веры.

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.

Прп. Иоанн Пророк

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

Вопрос. Отцы, которых просят молиться о каком-либо искушении, чего просят у Бога: избавления ли от страсти, или (вообще) полезного человеку? И как Авва Сисой и другие Отцы, молясь об учениках, просили им у Бога избавления от страсти? Как же нам разуметь, что вся возможна верующему? И еще: никто не бывает искушаем более, чем может (перенести) (1Кор.10:13). И искушение это служит ли к пользе? И приносят ли пользу молитвы Святых?

Ответ. Брат! Поелику мы оба праздны - я и ты, то оставляем наши страсти и спрашиваем одно вместо другого. Впрочем, относительно того, о чем ты спросил, думаю так: совершенные Отцы молятся, чтобы Бог сотворил полезное с человеком, ибо если ему полезно, то Бог оставляет в нем страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти, - избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Авва же Сисой молился так о ученике своем, потому что получил извещение помолиться. И другой Старец, или лучше сказать - другие молились также по извещению. А верить тому, что случающееся с человеком служит к пользе его, вразумляемся из слов Апостола: о всем благодарите. Слова Писания: вся возможна суть верующему, относятся к тому, чтобы с упованием переносить скорбь, происходящую от страстей, чтобы терпеть, долготерпеть и мужественно переносить все подобно Иову. Бог же не искушает человека более, нежели он может (перенести); но если не (помогают ему) молитвы Святых, то иногда человек, по своей лености, делается предателем себя самого. Бог да простит тебя, брат, за пустословие твое.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 382.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

См. Толкование на Мк. 9:14

Прав. Иоанн Кронштадтский

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

Все возможно верующему. Всоси эти слова в сердце свое. Что есть вера? Стояние сердца в истине Божией и отвержение от себя лжи диавольской, клевещущей на Божию истину. Как верующий соединяется верующим сердцем с Богом, так неверующий неверующим сердцем соединяется с диаволом, отцом лжи и смерти.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

См. Толкование на Мк. 9:19

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему

См. Толкование на Мк. 9:22

Лопухин А.П.

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

Тогда Господь внушает отцу необходимость веры в Него.

«Если сколько-нибудь»… Правильнее перевести: «что это значит: если сколько можешь?» (слово «веровать» в лучших кодексах не читается). Верующему все возможно, т. е. если имеешь настоящую веру, то получишь все, что тебе нужно, а не только «что-нибудь» или «сколько-нибудь».