Толкования на Мк. 9:36

Ап. Ерм

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Верующие, подобные младенцам, которым не восходила на сердце никакая злоба, которые не знают, что такое лукавство, но всегда пребывают в простоте, без сомнения, вселяются в Царство Божие, потому что ни в одном деле они не осквернили заповедей Божиих, но все дни жизни своей провели по-младенчески в одном и том же расположении ума.

Пастырь.

Свт. Иоанн Златоуст

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Поставив посреди них дитя…Он убеждал их быть такими же смиренными и естественными. Ведь дитя чисто от зависти и тщеславия, и от любви к первенству. Дети также обладают величайшими добродетелями - простотой, непритворством и смирением. По этой причине необходимы нам не только мужество и разумение, но и эти добродетели, то есть смиренномудрие и простота.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 36-37 И (Господь), взяв дитя, поставил его посреди них (учеников) и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня

Почему Господь так нежно любил детей и так нежно ласкал их («обняв его»)? Потому что дети — образ вновь родившихся в Царство Божие, родившихся от Духа… «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Дитя и есть образ возрожденного для Божия Царства. Его душа чиста… Она не испорчена злом мира. Вот почему и сказал Господь в другом месте: «Таковых (детей) есть Царствие Божие» (Мк. 10:14) и «ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Святой евангелист Матфей, который подробнее передает этот момент беседы Христа, с наибольшей последовательностью, сравнительно с другими евангелистами, воспроизводит речь Господа. Христовы ученики интересуются: кто больше в Небесном Царстве? (Мк. 9:34, Мф. 18:1). Господь ранее уже ответил на это: больше тот, кто отказался от себя, бросил себя, похоронил себя старого и грешного и возродился вновь (Мк. 8:34-37, Ин. 3:3-8). Сейчас Господь только иллюстрирует Свою мысль: берет ребенка, обнимает его, ставит посредине и поясняет: «Истинно говорю вам, если не обратитесь (не переродитесь) и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). И еще добавляет для исчерпывающей ясности: «Итак, кто умалится (станет ребенком по душе), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (ст. 4). И настолько бесспорна эта мысль о младенчестве души, годной для Божия Царства, настолько она ценна, настолько образ ребенка должен быть памятен для людей как живой идеал стремящихся к Божию Царству, что Господь позднее еще раз утверждает этот образ: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15), и, мало того, Господь венчает наградой только принявших его и еще не осуществивших. Принявших этот идеал и ласкающих ребенка, как образ детей Божия Царства, Господь венчает утешительным обетованием, что в лице ребенка они принимают Его Самого. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Истинно Господне слово. Если принявший праведника и принявший пророка удостаивается чести (участи) праведника и пророка, то, конечно, принявший ребенка как часть Господню, т.е. наследника Божия Царства, сам приобщается части Господней и как бы Самого Христа принимает.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Детей, особенно бедных, никогда не нужно презирать. Господь так нежно любил их, что даже обнимал их, как отец или мать обнимают детей своих. Кроме того, принимающие таких детей принимают Самого Иисуса Христа.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

См. Толкование на Мк. 9:32

Еп. Михаил (Лузин)

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Обняв его: черта, указанная только ев. Марком; этим действием Господь особенно выразил любовь свою к чистой невинной детской природе, и вместе показал ученикам своим, как бы Он желал их видеть детьми, не по возрасту, а по чистоте души.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 36-37 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

И взяв (приим) дитя, Иисус Христос поставил его среди них, Апостолов, т. е. для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный, частью вследствие сего, Богоносцем. Кто (иже аще) примет одно из таких детей (едино таковых отрочат) во имя Мое, тот принимает Меня. Примет, т. е. будет обращаться с ним с любовью, помогать ему, в чем он нуждается. Одно из таких детей, т. е. не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобляющегося дитяти по его нравственным качествам: простосердечию, незлобию и смирению, – всякого истинного последователя Христова (Злат.). Во имя Мое, т. е. ради того, что Он исповедует Мое имя, есть Мои ученик, а не по каким-либо другим причинам. Принимает Меня, т. е. делает добро как бы Мне Самому: поелику вы сделали cиe одному из братий Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40), поясняется у св. Матфея. По еванг. Матфею, Иисус Христос, поставив дитя посреди Апостолов, прежде нежели сказать слова: кто примет одно из таких детей и пр., сказал следующее: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном (Мф. 18:2-4).

„Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так говорил Иисус Христос Апостолам этими словами. И войти в Мое царство требуется не то, чтобы только считаться Моим учеником, а для этого требуются особенные условия: это – обращение и детство“. Обратиться, это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии (Мих.), – словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство, это – уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех, подобных сим, страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как то: простосердечием, незлобием, смирением, спокойствием, и которые ни одной из этих добродетелей не гордятся. „Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится“ (Злат.)

Не войдёте в Царство Небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. „Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно“. Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели, и которым покрываются многие грехи; тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиной всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9:35). Блаженны нищие духом, т. е. смиренные, ибо их есть Царство Небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди (Мф. 5:3). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и бесчисленное множество людей.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

См. Толкование на Мк. 9:33