Толкования на Мк. 9:48

Свт. Григорий Нисский

где червь их не умирает и огонь не угасает

Даже если назвать какое-либо из тамошних наказаний именем тех, что известны нам здесь, разница будет немалой. Ибо, слыша о том огне, ты научен представлять нечто отличное от обычного огня, поскольку у того огня есть нечто, чего нет у этого: ведь тот не гаснет, а для этого опыт изобрел многие способы его потушить. Но между тем, что не гаснет, и тем, что не допускает угашения, есть большая разница, поэтому тот огонь есть нечто иное по сравнению с этим огнем. Опять-таки, слыша о том черве, не устремляйся разумом к здешнему земному существу, исходя из одинаковости их имен, ибо прибавление о том, что тот червь не умирает, заставляет нас представлять природу, отличную от известной нам.

Большое огласительное слово.

Свт. Иоанн Златоуст

где червь их не умирает и огонь не угасает

«Я убил и похоронил твои прежние прегрешения, - говорит Господь, - так зачем же ты породил новые?» К тому же прегрешения хуже червей, ведь те портят тело, а эти - душу, и творят еще большее зловоние. Мы же, однако, его не чувствуем, а потому и не стремимся очиститься от него. Ведь и пьяный не знает, в чем мерзость протухшего вина, однако тот, кто не пьян, знает об этом точно. Так и с прегрешениями: тот, кто живет целомудренно, знает их грязь и скверну, в то время как тот, кто предал себя злу, не знает даже того, что он болен, будто он отягощен каким опьянением. И в этом худшее свойство порока: то, что он не позволяет впавшим в него видеть величину собственного повреждения, так что, валяясь телом своим в грязи, они думают, будто наслаждаются в ней благовониями. По этой причине не могут они и освободиться, но, несмотря на то, что исполнены червей, продолжают пребывать в самообольщении подобно тем, кто украшает себя драгоценностями. По той же причине не хотят они червей умерщвлять, но питают и взращивают их в себе, пока сами себя не отошлют к червям будущего века.

Гомилии на Послание к Римлянам.


Вопрос, который теперь стоит перед нами, отнюдь не малозначителен. Напротив, он касается весьма важных вещей, смысл которых хотели бы узнать все люди, а именно: конечен ли геенский огонь? Что он нескончаем, объявил нам Христос, сказав, что огонь их не угаснет и червь их не умрет. Знаю, что у вас мутится в голове, когда слышите это, но что тут поделаешь? Ведь и Бог велит часто об этом напоминать… и мы сами поставлены на словесное служение не по своей воле, но по необходимости нам приходится причинять боль своим слушателям.

Гомилии на Первое послание к Коринфянам.

Свт. Кесарий Арелатский

где червь их не умирает и огонь не угасает

Подумайте, братья, прошу вас: если сегодня кто-либо из нашего церковного собрания окажется изгнанным за какое-нибудь преступление, в какой боли и мучении пребудет душа его? Но если эта боль может быть невыносимой для тех, кто был изгнан из Церкви - где изгнанный может и есть, и пить, и общаться с людьми и где у него есть надежда заслужить себе возвращение в Церковь, - какой, подумайте, может стать эта боль, если за свои преступления кто-либо будет отделен от Церкви небесной, от собрания всех ангелов и святых? Недостаточно в качестве наказания для такого будет то, что он изгнан; но, кроме того, заключается он во тьму внешнюю, чтобы гореть ему вечно в огне. Кто будет низвергнут из небесного Иерусалима, не ограничится тем, что не сможет уже ни есть, ни пить, но будет ввергнут в пламя, где плач и скрежет зубов (ср. Мф. 22:13), где вопль рыданий и раскаяния никогда не кончается, где ищут смерти и не находят ее.

Проповеди.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

где червь их не умирает и огонь не угасает

См. Толкование на Мк. 9:43

Блж. Феофилакт Болгарский

где червь их не умирает и огонь не угасает

См. Толкование на Мк. 9:43

Прот. Иоанн Бухарев

где червь их не умирает и огонь не угасает

См. Толкование на Мк. 9:43

Лопухин А.П.

где червь их не умирает и огонь не угасает

См. Толкование на Мк. 9:45