Толкования на Мк. 12:31

Свт. Иоанн Златоуст

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Вот венец всех добродетелей, вот основание всех Божьих заповедей: любовь к Богу, соединенная с любовью к ближнему (ср. Мф. 22:39, Лк. 10:27). Ибо тот, кто любит Бога, не пренебрегает братом своим и не предпочитает ближнему деньги, но проявляет по отношению к нему великую щедрость, помня о сказанном: Так как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Понимая, что Господь всяческих полагает сделанным как бы для Него Самого то, что делается из попечения о собрате, он трудится с великим усердием и щедро дает милостыню, и видит, глядя на бедняков, не ничтожность внешнего облика, но величие Того, Кто повелел любить ближнего (ср. Мф. 25:31-46).


Ничего иного Христос не требует от тебя, как Он Сам говорит, как только любить Его от всего сердца и творить Его заповеди (ср. Мф. 22:37). Кто любит Его так, как должно, тот, конечно, старается и заповеди Его соблюдать. Ведь если человек искренне расположен к кому, то старается делать все, что может привлечь любовь его возлюбленного. Так и мы, если искренне возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего из того, что может огорчить Возлюбленного. Это есть Царство Небесное, это есть вкушение блаженства, это есть блага неисчислимые - удостоиться любить Его искренне и должным образом. Искренне же возлюбим мы Его тогда, когда по любви к Нему будем оказывать многую любовь своим ближним (ср. 1 Ин. 4:19-21).

Гомилии на книгу Бытия.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, - сказал святой Иоанн Богослов (2 Ин. 1.6). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя.

Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

См. Толкование на Мк. 12:28

Сщмч. Климент Римский

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Братья, станем исповедовать Христа вот в каких делах: в том, чтобы любить друг друга (ср. Ин. 13:35, 15:12, 1 Ин. 3:11), не прелюбодействовать (ср. Исх. 20:14, Гал. 5:19), не хулить друг друга (ср. Прит. 10:18) и не завидовать (ср. Прит. 6:34), но быть воздержанными, милосердными, добрыми (ср. Еф. 4:32, 1 Пет. 3:8). Следует нам сострадать друг другу и не предаваться сребролюбию. Будем исповедовать Его в этих делах, а не в противоположных им. И бояться нам следует не людей, но Бога.

Второе послание к Коринфянам.

Блж. Августин

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это - мудрость; ничем не отвернуться от этого - крепость; не соблазниться - воздержанность; не возгордиться - праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это - Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (ср. Пс. 138), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (ср. 1 Кор. 15:33).

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

См. Толкование на Мк. 12:28

Беда Достопочтенный

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Ни один из этих видов любви не бывает совершенным без другого, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, как нельзя любить ближнего, не любя Бога (ср. Мф. 22:37-39, Лк. 10:27). Потому Господь всякий раз, когда спрашивал Петра, любит ли тот Его, и в ответ слышал, что Он Сам - свидетель этой любви, всегда добавлял: Паси овец Моих, или: Паси агнцев Моих (Ин. 21:15-17), будто ясно говоря этим, что единственное и истинное проявление незыблемой любви к Богу - это ради братьев стремиться разделить заботы тяжелых испытаний.

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Эта заповедь также дана Богом чрез Моисея (Лев. 19:18). Люби ближнего, как самого себя, т.е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, и не желай и не делай ему того, чего не желал бы себе самому – ни зла, ни вреда, ни неприятности. Эта заповедь та же, что Господь ранее высказал в своей нагорной проповеди: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними (Мф. 7:12).

Заповедь о любви к ближнему Господь называет подобной заповеди о любви к Богу, потому что, пишет блаж. Феофилакт, „обе они взаимно связываются, одна другой поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди“. Прекрасно объясняет это св. Апостол, когда говорит: всякий, любящий Родившего, напр. Бога, сотворившего человека, любит и рожденного, т.е. сотворённого человека (1 Ин. 5:1). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 Ин. 4:20)?

У еванг. Матфея прибавлено: в сию обою заповедию (на сих двух заповедях) весь закон и пророцы висят (утверждаются) (Мф.22:40). Т.е. в заповедях о любви к Богу и ближнему заключается сущность всего, чему учили и чего требовали ветхозаветные учители, Моисей и все пророки. „Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синае, говорит один из святителей (Никифор, архиепископ Астраханский), то увидишь, что первые четыре заповеди относятся к любви к Богу, а прочие шесть до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертвы идолам, исполненными угроз на творящих неправду и обиду к ближнему и наставлений и побуждений к благодеяниям к ближним. Если рассудишь, что такое грех, и что такое добродетель, то ясно увидишь, что всякий грех есть ни что иное, как или оскорбление Бога или вред ближнему, а всякая добродетель есть или служение истинному Богу, или польза ближнему“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

См. Толкование на Мк. 12:28

Митр. Иларион (Алфеев)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

См. Толкование на Мк. 12:28