Толкования на Мк. 12:35

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 35-37 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением

Во все века «книжники» ставили вопрос о Христе и разрешали его в духе иерусалимских книжников. Во все века маленькая мысль маленьких «книжников» все добивалась «разумно», критически подойти ко Христу и раскрыть, разоблачить до конца «загадку» о Христе. Во все века человеческий умик изощрялся сделать новенькое картонное построение, которое бы в корне изничтожило почитание Христа. Каждая эпоха и всякий представитель ее из «книжников» подходил к задаче разрушения Христа как Бога со своей меркой. Это была условная, крайне ограниченная мерка данного отрезка времени, мерка господствующих взглядов и даже настроений, мерка направления науки, философии, и во всех случаях это была «кривая мерка» личного морального уровня «книжника». Чем невежественнее и морально ниже был «книжник», тем безудержнее и бесшабашнее ползла вверх линия «разумного» понимания Христа. И всякий из «книжников» тужился войти в великаны. Всякий, ухватившись за какую-нибудь мысль, строил целую разрушительную теорию, в которой ничтожная часть материала о Христе подгонялась под новую «гениальную» мыслишку, а большая часть данных о Христе откидывалась как источник неподлинный и негодный. С победоносным видом каждый строил из себя неуязвимого победителя, разоблачившего все тайны и пролившего человечеству благодатный свет истины. Каждый, захлебываясь, повторял своим «открытием»: «Ведь это же наука. Это логика, ну, что осталось от вашего Христа?» Жалкая человеческая мысль! Совсем не видела она, что если у наиболее умных и честных «книжников» и была какая-то логика и правда, так это была логика и правда мышиного угла, логика натуживающейся лягушки и правда муравья, схватившего соринку и мнящего себя с ней богачом. Жалкая человеческая мысль! Бессильна она подняться до логики вселенской и бессильна она понять правду жизни. Так и путается она в кучах своих маленьких правд, иногда фантастичных и надуманных, а иногда и подленьких. Христос долготерпелив, и многотерпеливо вечное христианство. За многовековое блуждание чего-чего ни плела на них человеческая ограниченность. Христос — то пророк, то гуманный учитель нравственности, то иудейский бунтарь против римлян, и еще, еще вариации без конца, а в заключение — миф. Его никогда не существовало. В христианстве передергивалось каждое явление и каждый шаг жизни, подгонялось к той или иной предвзятой теории, бравшейся объяснить новое «открытие». В Евангелиях перевертывалось всякое слово. С уничтожающим видом отделяли «заимствованное», зачеркивая «позднейшее», обходили «сомнительное». Запутывались в простом и ясном и дошли до банкротского утверждения: «Нет ничего достоверного, и ничего мы сказать не можем». И вот, при всей этой мышиной возне останется неумирающим, вечно правдивым евангельское слово, сопровождающее рассказ о потугах книжников «разоблачить» Христа: «И множество народа слушало Его с услаждением». Тут мышиная возня с донкихотским самомнением и «сокрушением основ», а Христос стоит всегда величавый, вечно живой и дающий жизнь, всегда обаятельный, зовущий, всегда выше мира и всегда близкий сердцу, готовый всем все простить и обласкать. Христос несокрушимо стоит у мира, вечно бессмертный Источник одной правды и света. Он стоит у мира как источник всякой жизни, как зовущий и любящий Отец и вместе как нелицеприятный Судия. И доныне верно слово: «слушали Его с услаждением». Доныне и вечно чистые души будут тянуться к Нему. Они льнут к Нему в радости и горе, потому что земля не может вместить большой радости и утешить горя. А Он один даст успокоение душе и счастье. Тут мышиная возня. А Христос стоит и будет стоять вечно бессмертный, влекущий. Ну, сам подумай. Что же это значит? Что значит, что при всех сокрушительных «наскоках» книжников, рассеивающих христианство «в прах», Христос величаво стоит, и чистые души льнут к Нему и готовы с услаждением слушать Его всю беспредельную вечность?!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 35-40 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1). Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение

Поскольку Господу надлежало идти на страдание, то Он исправляет ложное мнение книжников, которые думали, что Христос есть (только) Сын Давидов, а не Божий. Поэтому Он из самых слов Давида показывает, что Он (Христос) - Бог; и не просто, но, устрашая, говорит: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». А они-то (книжники и фарисеи) и были те враги, которых Бог Отец положил в подножие ног Христовых. Заметь и то, как Он вопрошает! Чтоб не смутить их, Он не сказал: что вы думаете о Мне, а - о Христе. Но вы не можете сказать, что Давид изрек это не по внушению Духа Святаго; нет, он Духом назвал Его (Христа) Господом, то есть будучи движим благодатью Святаго Духа. Как же думать, что Христос есть только Сын Давида, а не вместе и Господь его и Бог? Простой народ, сказано, слушал «Его с услаждением», и Он стал говорить народу: остерегайтесь книжников, которые носят великолепные одежды, и из-за них требуют себе почестей; которые любят принимать приветствия и похвалы на торжищах и все другие знаки славы; которые поядают домы вдовиц, вкрадываясь к сим беззащитным женам под видом заступников их; которые, лицемерной продолжительной молитвой, наружным благочестием и лицемерием обольщая неопытных, поядают домы богатых. За то они подвергнутся еще тягчайшему осуждению, нежели прочие согрешающие иудеи: «сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6:6). Говоря таким образом народу, Господь поучает вместе и апостолов, чтобы они не поступали по примеру книжников, но подражали Ему Самому. Так как Он поставлял их учителями Церкви, то по справедливости излагает им и правила жизни.

Прот. Иоанн Бухарев

Чт. 35-37 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс. 109:1) Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением

Како глаголют (как говорят) книжницы, яко (что) Христос есть сын Давидов? Вопрос Господа о Христе, чей Он сын, поставивший книжников в весьма затруднительное положение, передается у еванг. Марка точно так же, как и у еванг. Матфея (Мф.22:42-46), с различием только в форме самой его передачи: у еванг. Матфея предлагается вопрос так: Что вам мнится о Христе, чей есть сын? У Марка же так: Как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов?

Вопрос этот дал Иисус Христос книжникам после того, как Сам Он ответил на три их вопроса, предложенные с целью искусить Его: 1) о дани Кесарю, 2) о воскресении мертвых и 3) о главной заповеди (Мк. 12:14-34), и когда уже все совопросники Его, пораженные Его ответами, умолкли, Иисус Христос предложил им вопрос для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии. Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фарисеям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец знал, что фарисеи предлагали ему вопрос о заповедях с затаенной мыслью: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом.

Фарисеи называли Христа сыном Давидовым сообразно обетованиям о Мессии, которые даны были царю Давиду и подтверждены впоследствии времени (2 Цар. 7:14 и далее); но, не признавая в Нем божественного достоинства, они опускали это из внимания. Книжники так думают о Мессии, а между тем – прибавляет Господь: той Давид рече (сказал) Духом Святым, следовательно истинно и непреложно и пр. Сказал (глагола) Господь Господу моему и пр. Слова эти взяты из 109 псалма, где изображены могущество и вечная слава Христа Спасителя миpa. Сказал Господь, т.е. Бог Отец (Иегова) Господу моему, т.е. имевшему воплотиться ради спасения мира, Сыну Своему, Мессии. Сиди одесную Меня–т.е. по правую руку – Меня. Сидеть по правую руку царя означает благоволение к сидящему и могущество сидящего. (Чит. объясн. Мк. 10:37) Сиди одесную Меня, т.е. разделяй со Мною царский престол, царствуй со Мною.

Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Эти слова указывают могущество Мессии, господство Его над всеми врагами и вместе над всем миром (Пс. 2:9; Евр. 10:13). Св. Златоуст замечает, что Господь привел слова о поражении врагов Мессии для того, чтобы устрашить фарисеев, – что если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит участь врагов Мессии, о которой говорит пророк. Сам Давид называет, и пр. Т.е. если Мессия должен быть только простым потомком Давида, как вы, Иудеи, думаете; то как же Давид мог назвать Его своим Господом? Мог ли, например, Авраам назвать Исаака, Иакова, или хотя того же Давида своим Господом? А если Мессия был Господом Давида, и если Он уже существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то простой ли Он Его потомок, а не воплотившийся ли Сын Божий?

И мног (множество) народ послушаше (слушал) Его в сладость (с услаждением). Тогда как начальники и руководители народа, первосвященники и книжники, или издевались над учением Христа, которое Он проповедовал, или силились уловить Его на словах и погубить; простой народ чувствовал, что в учении Христовом преподается истина, и услаждался сим учением, хотя многого из оного не понимал. Народ видел, как Господь обнаружил невежество считавших себя учеными и многознающими, книжников и учителей, и потому возымел к Нему еще большую расположенность и уважение Евангелист Матфей прибавляет, что после того, как Иисус Христос так премудро решил предложенные Ему книжниками вопросы, и сами они не могли ответить на Его вопрос, уже никто не смел спрашивать Его; потому что фарисеи окончательно были поражены Иисусом Христом.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 35-37 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением

(См. Мф. 22:41–46).

В отличие от евангелиста Матфея, Марк речь Иисуса Христа изображает как монологическую. Христос здесь говорит народу о книжниках. Но книжники, несомненно, присутствуют при этом обращении Христа к народу, потому что евангелист Марк говорит, что Господь здесь «отвечал» (ἀποκριθείς – стих 35; в русском переводе не точно – «продолжая учить»). Но кому же Он отвечал? Понятно, книжникам, которым, по сообщению евангелиста Матфея, Он предложил вопрос и которые ему высказали мнение о Мессии.