Толкования на Мк. 13:33

Свт. Афанасий Великий

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

Божественное Слово одинаково сокрыло от нас и конец всего, и предел каждого (потому что со всеобщим концом наступает кончина каждого и с кончиною каждого приближается конец всего) для того, чтобы день ото дня мы возрастали, будучи призываемы, «устремляясь вперед и забывая то, что позади» (ср. Фил. 3:13), поскольку конец неизвестен и всегда ожидается. Ибо, если кто будет знать точный день конца, не начнет ли он пренебрегать настоящим? Тот же, кому такое знание недоступно, не станет ли готовить себя каждый день? Потому и прибавил Спаситель к сказанному: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 25:13).

Против ариан.

Блж. Августин

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

Не считаю, что ошибается тот, кто знает, что он чего-то не знает. Ошибается тот, кто полагает, будто знает нечто, чего он на самом деле не знает.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

См. Толкование на Мк. 13:32

Тертуллиан

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

Если души ожидает суд, то следует более думать о том, как завершить свою жизнь, нежели о том, как лучше ее прожить. Ибо нет ничего полнее того, что в самом конце, однако ничто так не близко к концу, как суд Божий. Бог же будет судить в полноте, ибо судит в самом конце судом вечным как в наказание, так и в утешение; судит души, возвращенные не в зверей, а в свои собственные тела; все разом, в тот день, который знает только Отец (Мф. 24:36, Мк. 13:32); для того, чтобы вера оказалась испытана трепетным ожиданием, чтобы всегда нам помнить о дне том до тех пор, пока не узнаем, любого дня опасаясь и в любой день сохраняя надежду.

О душе.

Прот. Иоанн Бухарев

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

См. Толкование на Мк. 13:32

Лопухин А.П.

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время

Увещание к бодрствованию (см. Мф. 24:42).

Слово «молитесь» в лучших новейших изданиях не читается.

«Время» (καιρός) может означать и отдельный момент, но обыкновенно имеет значение периода, эпохи (ср.Мк. 1:15). Отсюда видно, что апостолы не получили указания на какое-либо определенное знамение, которое могло бы возвещать наступление последнего дня. Таким знамением не могло быть и разрушение храма. Вельгаузен даже высказывает мысль, что это место вставлено в Евангелие уже тогда, когда христиане увидели, что разрушение Иерусалима не повело вслед за собой разрушения мира. В этой мысли, конечно, верно только то, что вообще в Евангелии и именно в эсхатологической речи Христа вовсе и не были соединены эти два момента…