Толкования на Мк. 14:35

Свт. Амвросий Медиоланский

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей

Он принимает природу человека, а с нею и человеческие чувства. Потому ты читаешь: И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей (Мк. 14:35). Не как Бог, а как человек говорит Он это. Ибо Богу ли не знать, что возможно или невозможно? Или разве для Бога что- нибудь невозможно, когда сказано: Для Тебя ничего нет невозможного (Иер. 32:17, ср. Мф. 19:26, Лк. 18:27)?

Пять книг о вере.

Свт. Иоанн Златоуст

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей

Как же Он говорит здесь: Если возможно (ср. Мф. 26:39)? Он показывает нам немощь человеческой природы, которая не желает просто так лишиться здешней жизни, но откладывает и медлит по причине изначально вложенной в нее Богом любви к жизни этой.

О единосущии.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей

См. Толкование на Мк. 14:33

Блж. Феофилакт Болгарский

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей

См. Толкование на Мк. 14:32

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 35-36 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты

Пал (паде) на землю. Это – выражение усиленной молитвы (2 Пар. 20:18). „Земле, земле! восклицает святитель Димитрий Ростовский. Бог Слово припадает к тебе, как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя, как свою искреннюю, в лоно Его возвращенную“. Это значит, что Господь пал на землю от тяжести грехов, кои с целого мира поднял на рамена Свои, с другой стороны – в знак милосердия Божия к грешной, некогда проклятой, земле (Воскр. Чт.).

Мимо идет от Него (миновал Его) час сей. Час сей, это – время страданий за грехи человеческие. Авва – сирское слово и означает отец. Авва Отче употреблено для выражения высочайшей любви Господа Иисуса Христа к Отцу Своему небесному. Вся возможна Тебе; мимо неси от Мене (пронеси мимо Меня) чашу сию. Под чашей разумеются здесь предстоявшие Господу, страдания. Выражение пить чашу нередко употребляется в Свящ. писании для обозначения страданий. Образ заимствован от обычая древних восточных царей – посылать иногда осужденным на казнь чашу с ядом (чит. объясн. Мк.10:38). Таким образом, эти слова Христовы имеют следующий смысл: „если возможно, чтобы мир спасен был и правосудие Твое удовлетворено было без Моих крестных страданий и смерти, которые так тягостны для Моей человеческой природы; то Я молил бы Тебя, Отец Мой небесный, избавить Меня от сих страданий. Но так как мир не может быть спасен без таковой искупительной жертвы, потому что в предвечном совете премудрость Твоя нашла необходимым именно это средство к его спасению; то да будет воля Твоя, – пусть будет не так, как Я по Своей человеческой природе хочу, но как хочешь Ты, премудрый и всеблагий“ (Мих.). – но не еже Аз хощу, но еже Ты (не чего Я хочу, а чего Ты).

Св. Златоуст пишет: „Господь просит избавить Его от смерти, показывая Свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Господь молится, чтобы научить нас просить об избавлении от бедствий, но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал Богу Отцу: не якоже Аз хощу, но якоже Ты“. „Если и с нами случится искушение, поучает один из наших архипастырей, станем пред изображением молящегося Господа, посмотрим на чашу, исходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом небесным и скажем Ему словами Единородного: да мимо идет и от нас чаша сия; однако же не как мы хощем, но как Ты: да будет воля Твоя! И Отец небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо ангела укрепляющего!“

У евангелиста Луки повествуется, что во время Гефсиманской молитвы явился Иисусу Христу ангел с небес, и укриплял Его, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:43-44). Так тяжки были страдания Спасителя в саду (Мк. 14:38), что человеческая Его природа нуждалась в небесной помощи, и Отец Его небесный послал Ему для этого ангела. Так Отец небесный не попускает никому искушаться более, нежели кто сколько может понести!

„Иисус Христос был в таком борении в это время, пишет блаж. Феофилакт, что, как говорит присловие, с Него падали капли крови. Ибо о тех, кои сильно трудятся, обыкновенно говорят, что они потеют кровью, подобно тому, как и о тех, кои горько сетуют, говорят, что они плачут кровью“. Бывали, впрочем, случаи, что чрезвычайные страдания иногда сопровождались и кровавым потом (Жизнь Иисус Христос, Бутк.).

„Воды потопа некогда погубили беззаконников, но не смыли беззаконий с лица земли; теперь кровавый пот Господа обновляет лице земли. Падала некогда на землю кровь невинного Авеля; но она вопияла на небо об отмщении, говорится в одном из слов на великий пяток. Падает кровавый пот Спасителя; но вопиет об отпущении и прощении (В. Чт. 14.)

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей

См. Толкование на Мк. 14:32