Толкования на Мк. 14:37

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 37-41 Возвращается (Господь к ученикам после молитвы) и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников

Какой выразительный пример человеческой немощности! И немощности самой жалкой, потому что проявляется она в величайший и трагический момент жизни, проявляется она не в каких-нибудь бросках и натугах человека (хотя бы и бесплодных), а проявляется и отодвигает все великое в ничтожном, казалось бы, проявлении человеческой природы – в сне. Пришел сон, и забыто и бессильно великое, и человек – данник своей слабости. А потому забудь киченье: ты силен только в Боге. Для Господа приближается момент предательства и Креста. Господь открыто говорит об этом ученикам. И ученики из слов Господа видят, что час испытания близок. Возбужденные этой близостью, они только что свидетельствовали Христу о готовности положить за Него жизнь. И при всем том немощь, обычная человеческая немощь не оставляет и апостолов. Сейчас в Гефсимании, избранные из избранных, любимейшие из любимых, приближеннейшие из близких, снова выделены из остальных, как и в другие значительные моменты жизни Христа. Сейчас они знают, что вот-вот надвинется страшное горе. Они только что слышали от Самого Христа, что душа Его скорбит смертельно. Вот они видят Его в величайшем борении – ужасе и тоске. Вот Он только просит их бодрствовать вместе с Собой, а Сам немного отходит и на их же глазах бросается на землю и молится до кровавого пота… А избранные забыли все. Была полночь, и сон опускал веки, закрывая глаза, и засыпали апостолы! И не действуют новые призывы Господа к бодрствованию. Не действуют упреки, что и один час они не могли преодолеть себя. Они безмятежно сонливы. Они не знают, что Ему отвечать. Три раза их будит Господь. Все тщетно. Немощная природа брала верх, ученики опять засыпали. Вот иллюстрация человеческой беспомощности. Нечего кичиться человеку своими естественными силами! Господь указывает долг человека превозмогать естественную немощность. Это долг потому, что в состоянии преобладания немощности к человеку прокрадывается подстерегающее его искушение и в дремотном теле застанет дремотную душу и стеснит ее грехом. Чтобы избегнуть внедрения в душу греха, надо преодолевать естественную немощность, высвободить душу от подчинения ей и держать душу в духовном бодрствовании. «Бодрствуйте». Плоть немощна, а дух (должен быть) бодр. Средство держать душу в бодрствовании – молитва: «Бодрствуйте и молитесь». Молитва – уход души в стихию Бога; через молитву душа человека входит в мир Духа и силы Духа прирожаются человеческой душе, вооружая ее и делая ее способной противоборствовать искушению. Если бодрствование нужно для всегдашнего преобладания духовности, то тем более оно неминуемо в пути креста, когда от души потребуется через молитву такая насыщенность силою Духа, при которой плотяное совсем и замерло, и как бы отпало. Сам Божий Сын испытывает закон тела, его немощность, и молитвой к Отцу устраняет боренья. «Честная Твоя воспеваем страдания и славим вси, Спасе, крайнее Твое снисхождение» (Великий Понедельник, седален канона на повечерии).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час

Было чего страшиться Господу: предвидел Он все, что с Ним будет, знал Он, какую горькую чашу страданий нужно было испить Ему. Хотел было Он, глядя на бодрствующих апостолов, успокоиться несколько духом, но они все спали; в самые решительные часы для Него други Его спали по слабости природы и, можно сказать, души. Вот образ твой, человек, в апостолах: и ныне ты не хочешь часто пожертвовать для Господа единым часом, чтобы побдеть, и предаешься беззаботно сну, не подозревая, что ты чрез свою беспечность можешь впасть в напасть, тогда как бодрствование предохранило бы тебя от нее. Дивно! Человек – везде тот же слабый человек, даже пред лицем Бога Спасителя, и даже в предсмертные часы Его, когда можно бы было, кажется, собрать все силы, чтобы побдеть. Смотри, человек, как Господь молится, скорбит и тужит – это за тебя: соскорби Ему, молись с Ним и ты. Переносись чаще мыслию в это место, где Спаситель твой молился пред страданиями. Лобызай мысленно прах этого места.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час

См. Толкование на Мк. 14:32

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 37-39 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово

Обрете (находит) их, Апостолов, спящими. Как могли спать апостолы в такое время, когда они знали, что в эту ночь Господь будет предан на смерть, и когда Господь изъявлял пред ними желание, чтобы они побыли с Ним и бодрствовали? Св. еванг. Лука, повествуя о сем событии, говорит, что апостолы уснули от печали ( Лк. 22:45): опыты подтверждают, что великая печаль производит большой сон. С другой стороны, молитва Господа продолжалась долго, и апостолы не могли удержаться от сна.

И говорит Петру: Симоне, спиши ли (Симон, ты спишь?) не возмогл еси (не мог ты) единого часа побдети (бодрствовать)? Говорит Петру, потому что он так недавно и так решительно обещал Господу умереть за Него; а теперь – предался сну. „Как же ты уверял, что готов умереть за Меня, а между тем и малого времени не мог бодрствовать со Мной?“ как бы так говорил Господь Петру. Упрек относительно сна, конечно, касался и прочих апостолов; ибо Господь сказал по Евангелию Матфея: так ли не могли вы (Мф. 26:40)?

Бдите (бодрствуйте) и духовно и телесно, и молитеся, да не внидете в напасть (да не впадете в искушение) дух убо бодр, плоть же немощна. Бодрствуйте, потому что апостолам предстояло великое искушение, когда возьмут и предадут Иисуса Христа на суд и смерть. Господь как бы так говорит этими словами апостолам: „Вам угрожает опасность. Враг невидимый и враги видимые приближаются с отчаянными усилиями, чтобы поразить Главу новосозданной церкви и разрушить ее основание. Вашей вере предстоит трудное испытание. Вам должно увидеть вашего Учителя в узах, в страданиях на кресте, и для себя ожидать подобного.

Да не внидете в напасть (не впадете в искушение). Если бдением и молитвой укрепите веру, то пройдете сквозь искушение невредимы. Посему можно, прибавляет толкователь, думать, что если бы Петр исполнил в точности наставление своего Божественного Учителя и укрепился в бдении и молитве, то во время опасности сохранил бы спокойную непоколебимость и не перешел бы от неуместного дерзновения к малодушной робости“ (Филар.).

Дух бодр, плоть немощна. Душа ваша, Я знаю, как бы так говорит Господь, любит Меня и готова к борьбе с искушением; но природа человеческая немощна и при недостаточном бодрствовании и малейшем ослаблении в молитве способна и к великому падению «Дух добр, плоть немощна». Кто на ceбе не испытал этих слов Господа? пишет святит. Филарет (Черниг.). Когда начинаем мы думать о жизни земной, столь суетной, и о жизни загробной, столь грозной для грешника; то сколько рождается в нас благих намерений, святых чувств, великих предприятий! это значит, что дух бодр, что искра еще не погасла в нас. Но затем скоро узнаем, что плоть немощна. Бедное человечество!“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час

См. Толкование на Мк. 14:32