Толкования на Мк. 14:46

Сщмч. Григорий (Лебедев)

А они возложили на Него руки свои и взяли Его

См. Толкование на Мк. 14:44

Прп. Ефрем Сирин

А они возложили на Него руки свои и взяли Его

Почему Он избрал Иуду и сделал его Своим домоправителем-казначеем, хотя тот и ненавидел Его? Для того, чтобы показать Свою совершенную любовь и милость, а также для того, чтобы научить Свою Церковь, что хотя и были в земле Иудиной лжеучители, но там же был и престол истины, и что не погиб престол Иуды вместе с предателем. А также что хотя и были в Иудее домоправители законопреступные, но домоправление было истинным. Поэтому он и омыл Иуде ноги его (ср. Ин. 13:5), на которые тот встал и которыми пошел к Его убийцам, а затем, поцеловав Его в уста, дал знак ищущим Его смерти (ср. Мф. 26:48-49, Лк. 22:47-48). По той же причине Христос вложил хлеб в руку того, кто протянул ее, чтобы взять мзду, и продал Его убийцам.

Толкование на Диатессарон Татиана.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXXVIII. Почему один Иоанн не вспомнил поцелуя, которым произошло предательство? Почему когда прочие [евангелисты] рассказали, что одновременно с поцелуем Иуды схватили иудеи Господа, Иоанн не так [говорит], но что спросил [Иисус]: «Кого ищете?» и опрокинул навзничь их и прочее по порядку написал (Мф. 26:50; Мк. 14:46; Лк. 22:54; Ин. 18:4)?

Разъяснение см. Мф. 26:50

Блж. Феофилакт Болгарский

А они возложили на Него руки свои и взяли Его

См. Толкование на Мк. 14:43

Беда Достопочтенный

А они возложили на Него руки свои и взяли Его

По прошествии пятого дня, следуя до этого момента традиции древней Пасхи, Он завершил ее и передал ученикам новые таинства, дабы они соблюдались впредь. Потом Он взошел на гору Олив, где схвачен был иудеями, а утром распят. Он искупил нас от господства дьявола в тот же день, в который древнееврейский народ через заклание агнца избавился от ярма египетского плена (ср. Исх. 12:1-30).

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 46-47 А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо

Еванг. Лука здесь повествует так: Бывшие с Ним (Иисусом Христом), т. е Апостолы, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи, не ударить ли нам мечом (Лк. 22:49), и не дождавшись ответа со стороны Господа, один из них ударил (Лк. 22:50) и пр. Это значит, что Апостолы, видя опасность своему Учителю со стороны Его врагов, забыв страх и опасность, вздумали было защищать Его. Един же некто из стоящих тут, т. е. из Апостолов. Это, по сказанию еванг. Иоанна, был апост. Петр. евангелисты не называют его по имени, вероятно, потому, что в это время, когда писали свои Евангелия, он еще был жив, и указаниe его имени могло навлечь на него неприятности (Мих.).

Извлек нож (меч). Откуда у Петpa меч? Еванг. Лука повествует что, когда Иисус Христос предсказывал отречение Петру, то сказал следующее: когда Я посылал вас (на проповедь) без мешка, без сумы, без обуви, то ни в чем не имели вы недостатка; но теперь кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Это значило, что до сего времени Апостолы были безопасны, но теперь, при взятии Иисуса Христа, предстояла им великая опасность. Апостолы же сказали: Господи, здесь два меча. Господь сказал: довольно (Лк. 22:35-38), т. е. довольно не для отражения вооруженной толпы, но для напоминания ученикам о предстоявшей им опасности от нападения посланных Синедрионом (Мих.).

Удари (ударил) раба apxиepeовa. Этот раб, по сказанию еванг. Иоанна, назывался Малхом (Ин.18:10). Быть может, он первый поднял руку на Господа Иисуса. У еванг. Матфея (Мф. 26:52-53) здесь читаем: Тогда говорит ему, Петру, Иисус: возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?

Защищение мечом со стороны ап. Пeтpa, хотя и происходило от любви к Господу, но оно, с одной стороны, было бесполезно и опасно, а с другой, показывало в нем недостаток веры в божественную помощь и покорности воле Божией. Потому что, если бы нужно было освободиться, то Господь помолился бы, и Бог Отец послал бы Ему для защиты более нежели двенадцать легионов Ангелов. Легион – римский полк, значит вообще множество. Сказано двенадцать, может быть, в соответствии двенадцати лиц, на которых сделано нападение, т. е. Иисуса Христа и 11-ти апостолов, кроме Иуды. Но да сбудется Писание (Мк. 14:49), т. е. Писания пророков о том, что Иисус Христос, как Спаситель миpa, должен пострадать и умереть. Посему напрасна и защита со стороны Петра. Двенадцать легионов сказал Господь, чтобы больше успокоить Своих учеников, замечает св. Златоуст.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

А они возложили на Него руки свои и взяли Его

См. Толкование на Мк. 14:43