Толкования на Мк. 14:72

Свт. Григорий Двоеслов

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Здесь нам стоит задаться вопросом, почему всемогущий Бог допустил, чтобы Петр, которого Он поставил над всей Церковью, испугался голоса служанки и отрекся от Него. Так мы узнаем, что это было делом великой благодати: тот, кому предстояло стать пастырем Церкви, через свое собственное падение узнал, как должно сострадать другим. Так что прежде Он показал Петру его самого и тогда уже возвысил его над другими, чтобы он через свою слабость познал, как сострадать чужой слабости.

Гомилии на Евангелия.

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Марк был учеником Петра. Поэтому тем более можно подивиться ему, что он не только не скрыл слабость учителя, но и рассказал о нем подробнее других, именно потому, что был учеником.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XLIII. Почему одни [евангелисты] пишут, что Господь сказал Петру, что тот отречется прежде, чем пропоёт петух, Марк же говорит, что прежде, чем дважды пропоёт петух, он отречётся (Мф. 26:34; Лк. 22:34; Ин. 13:38; Мк. 14:72)?

Разъяснение см. Мф. 26:34

Блж. Августин

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступлениях и устоял в чести (ср. 2 Цар. 12:1-20, 24:17), так и блаженный Петр, излив горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом (ср. Мф. 26:69-75, Лк. 22:55-62).

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

См. Толкование на Мк. 14:66

Евсевий Кесарийский

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

Мне кажется, хорошо сказано, что у учеников Иисуса следует либо верить всему, либо вообще ничему не верить. И если не следует верить этим людям, то и вообще никому, кто когда-либо у эллинов или варваров составлял жизнеописания, речи и воспоминания о людях, прославляемых за их благие дела. Или же другим верить похвально, и только этим людям не нужно верить? Разве не очевидна здесь зависть? Что же, лгущие на Учителя и передающие в своих писаниях то, чего с ними не было, выдумали и Его страдания? Выдумали предательство одного ученика (ср. Мк. 14:44-45), речи обвинителей (ср. Мф. 26:59-60, Мк. 14:55-56), насмешки и поношения судей, издевательства и пощечины (ср. Мф. 26:67, Мк. 14:65), удары кнута по спине, и терновый венец, возложенный на Него в поругание (ср. Мф. 27:26-31, Мк. 15:15-19), и багряницу, надетую на Него наподобие плаща; и, наконец, Его самого, несущего Свой крест (ср. Мф. 27:31-35, Мк. 15:20-24, Лк. 23:26-33, Ин. 19:17-18), пригвожденного к нему по рукам и ногам (ср. Ин. 20:25-27), и поимого уксусом, и пронзенного в бок копьем, и поносимого от толпы? (ср. Мф. 27:48, Мк. 15:36, Лк. 23:36, Ин. 19:29) Значит, и это, и все подобное, с этим связанное, должно быть выдумкой Его учеников? Или же в одних делах нужно верить им как наиболее правдивым, а в других, более славных и священных делах, не верить? Откуда же возьмется такое к ним недоверие? Ведь утверждать об одних и тех же людях, что они говорят правду и они же лгут, - значит утверждать противоположные вещи об одном и том же в одном и том же отношении. И на основании чего их можно изобличить? Ведь если бы они намеревались заняться измышлениями и приукрасить Учителя ложью, они никогда не написали бы сказанного прежде о [Его страданиях] и не открыли бы будущим поколениям, что Он «ужасался», и «тосковал», и «скорбел душой»; или что они сами покинули Его; или что его любимый ученик и апостол, Петр, избегая мук и угроз от властей, трижды отрекся от Него.

Доказательство в пользу Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

И второе алектор возгласи (тогда запел петух во второй раз). По еванг.Матфею, Иисус Христос, предрекая отречение Петру, сказал просто: прежде нежели пропоет (Мф. 26:34), а по еванг.Марку: прежде нежели дважды пропоет петух (Мк. 14:30). Ев.Марк точнее передает это событие, потому что был спутником Петра. Так вполне сбылось предсказание Христово: истинно говорю тебе, что ты ныне в ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мк. 14:30).

Евангелист Лука, повествуя об отречении Петровом, прибавляет, что, когда после суда выводили Иисуса Христа из дома первосвященнического на двор, тогда Он обратился в ту сторону, где стоял Петр, и посмотрел на него (Лк. 22:61). Этот взор любви и укора проник в сердце малодушного ученика, и возбудил в нем сильное раскаяние; он увидел, в какую глубину греха он ниспал, и – вспомнил слово, сказанное ему Иисусом (помяну глагол, егоже рече ему Иисус): прежде нежели петух пропоет дважды (прежде даже петел не возгласит дважды) и пр., и начен плакашеся (начал плакать), у еванг.Матфея прибавлено: горько (Мф. 26:75).

Это был плач грешника, мучимого раскаянием в грехе малодушия и измены своему Господу, и это свидетельствовало о том, что апостол Петр пламенно раскаивался в своем великом грехе. Пламенно раскаивался, – и Господь простил его и после Своего воскресения снова восстановил в звание Своего ученика и апостола. Три раза отрекся Петр, три раза Господь и вопрошал его тут: Симон Иоанн, любишь ли ты Меня (Ин. 21:16-17)? Но и после того память греха и чувство виновности пред Господом были так сильны в ап.Петре, что он, как говорит предание, до самой своей смерти, каждый раз, при полночном пении петуха, повергался на землю с горькими слезами о соделанном грехе и вел суровый образ жизни. Так обыкновенно каются искренним и истинным раскаянием!

“Подобно Петру и ты, грешная душа, должна оплакивать свои грехопадения, их у тебя много“, обращается к своей душе благочестивый человек, читая о падении и раскаянии ап.Петра. „Плачь же горько вместе с Петром, ты, поучает святой Димитрий Рост., грешный человек, который ежедневно своими грехами отвергаешься Бога, когда не по-человечески, но по-скотски живешь“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать

См. Толкование на Мк. 14:66