Толкования на Мк. 15:11

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы (Пилат) отпустил им лучше Варавву

Оправдалось Господне слово: «мир возлюбил свое». Мир предпочел разбойника и убийцу безгрешному Страдальцу. Преступник ближе… Преступник свой. И мир все простит преступнику: измены, предательства, убийства, – словом, все преступления. Мир не прощает одного – его отрицания и его непризнания, потому что в отрицании мира – свидетельство, что «дела его злы» и, следовательно, сам он – зло, так как дерево познается по его плодам. Так мир покрывает всякое преступление, а подвижник Креста обрекается на отвержение миром. «Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Великий Пяток, вечерняя стихира на «Господи, воззвах»).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву

См. Толкование на Мк. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 11-14 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его

Первосвященники возбудили народ (архиерее помянуша народу) просить, чтобы Пилат отпустил (да паче пустит) им Варавву. Сего преступника они, вероятно, выставили пред Пилатом, только как ревнителя отечественной свободы и чести народной (Богосл.). В предпочтении Господу Иисусу Христу Вараввы Иудеями св. отцы и учители церкви видели некоторое предзнаменование того, что и пред кончиной мира неверные Иудеи, вместо Христа, изберут Антихриста (Амвр. Медиол. и др.)

Но как мог послушаться народ врагов Христовых, когда он так любил и почитал Иисуса и еще так недавно самым торжественным образом встречал Его, шествовавшего в Иерусалим? По ошибочному понятию евреев, Мессия должен был сделаться царем их и возвеличить и обогатить их самих. Когда же они увидели, что Христос не сделал этого, да еще, кроме того, Сам подпал суду, то начальникам легко было возбудить против Него народ. Об этом так пишет архиеп.Херсонский Иннокентий: „Между прочим, Архиереи могли так говорить народу: Синедрион дважды со всем беспристрастием, под клятвой, допрашивал Иисуса и, основываясь на собственных словах Его, нашел в Нем человека нечестивого. Дела, Им совершенные, странны; но кто не видит, что ему помогали тёмные силы, что Он посланник веельзевула? Ибо когда Он совершал их? В субботу, вопреки закону Моисееву. А чему учит Он? Разрушает все предания, грозит разрушить самый храм, поносит все священное, не исключая и нас первосвященников. А как живет Он? Ест и пьет с мытарями и грешниками, ведет дружбу с самарянами; все презренные люди с Ним заодно. И такой человек называет Себя Сыном Божиим?!“

Иудеи кричали (возопиша, глаголюще): распни Его. Один из толкователей Евангелия (Зигаб.) замечает при этом: „не говорят – да будет убит, но да будет распят, дабы и самый род смерти показывал в Нем злодея“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву

См. Толкование на Мк. 15:2