Толкования на Мк. 15:15

Сщмч. Киприан Карфагенский

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

Тот, Чьим именем Его же рабы теперь бичуют дьявола и его ангелов, Сам был подвергнут бичеванию (ср. Мф. 27:26, Ин. 19:1). Терниями коронован Тот, Кто коронует мучеников цветами вечности (ср. Мф. 27:29, Мк. 15:17, Ин. 19:2).

О благе терпения.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

Приговор мира над подвижником выносится не по суду правды, а по суду «лести». Это приговор подделки под вкусы распоясавшегося мира зла, не выносящего укоризны Правды и Света. Он выносится приспособительно к уровню зла, которое будет рукоплескать этому приговору. Потому понятно, что это будет односторонний приговор только зла. Подвижник Креста не может ждать для себя ничего иного. Господь приговаривается к смерти: «Распни его…» Убей Правду, и мы будем спокойны. «Пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе» (Великий Пяток, 4-й антифон на утрени).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

Итак, по человекоугодию, из желания сделать приятное еврейским книжникам и толпе Пилат осуждает на смерть заведомо Известного ему Невинного Страдальца – Спасителя мира. Этот пилатов грех человекоугодничества очень распространен среди нас. Как часто люди смеются над истиной, над святыней великою, лишь бы доставить удовольствие иному неверу…

И очень часто мы стараемся выслужиться перед сильными мира сего так себе, безо всякой даже пользы. Есть какая-то рабская черта угодливости у нас пред человеком выше и сильнее нас. Он даже презрительно смотрит на нас, а мы спешим высмеять что-либо высокое, поглумиться и льстиво заглядываем в глаза сильному человеку – понравилось ли ему это…

Иной из чувства подхалимства бывает иногда виновником мук или даже смерти другого человека… Нужно бороться с этой гадкой чертой в нашем характере. Стараться быть угодными Богу, Ему всю свою душу отдать; а людям тоже служить, и даже до самопожертвования, но служить свято, искренне, во благо, а не подслуживаться одним, губя других!..

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Ефрем Сирин

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

Дочь Сиона… на множество добра ответила Ему злом: Отец омыл ее от кровей, но она осквернила Его Сына плевком (ср. Иез. 16:9, Мф. 26:67, Мк. 14:65). Отец облек ее в виссон и пурпур, но она одела Его Сына в одежды бесчестья (ср. Иез. 16:10, 13, Мф. 27:28, Мк. 15:17). Иисус возложил на ее главу венец славы, она же сплела Ему терновый венец (ср. Иез. 16:12, Мф. 27:29, Мк. 15:17, Ин. 19:2). Он питал ее туком и медом, она же дала Ему горечь (ср. Иез. 16:13, Мф. 27:34). Он давал ей чистое вино, а она поднесла Ему уксус на губке (ср. Ин. 19:29). И Того, Кто ввел ее в города, она выгнала в пустыню. И Того, Кто обул в сандалии ее ноги, она погнала босым на Голгофу (ср. Иез. 16:10, Мф. 27:33, Мк. 15:22, Ин. 19:17). И пронзила копьем ребра Того, Кто препоясал ее чресла сапфирами (ср. Иез. 16:10-11, Ин. 19:34). Когда она поносила рабов Его и убивала пророков, то была уведена в плен вавилонский (ср. 4 Цар. 24:10-16, 2 Пар. 9:1, 36:5-20); когда истекло время ее наказания, Он вернул ее (ср. 2 Пар. 36:21-23, Езд. 1:2).

Толкование на Диатессарон Татиана.

Блж. Августин

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

Разбойник ускользнул - Христос обвинен (ср. Мф. 27:26). Прощение получил преступник - обвинен Тот, Кто освободил верующих от всех преступлений. Но и сам крест, если вдумаешься, был судилищем…


Он не был отделен от разбойников, но с разбойниками был осужден. О Нем сказано: И к злодеям причтен был (Ис. 53:12).

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

См. Толкование на Мк. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

„Такова политика Римского правителя! восклицает при этом епископ Михаил: из угодничества желанию массы (желая сделать угодное народу), и при том подученной, Пилат допускает величайшую несправедливость, что он бьет и предает невинного на распятие“.

У еванг. Матфея говорится, что Пилат, при осуждении Иисуса Христа, взял воды и умыл руки пред народом, говоря: неповинен я в крови Праведника сего. Смотрите вы. И ответствуя весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25). Взяв воды, умыл руки. У Евреев, при нахождении трупа убитого человека, был обычай умывать руки в доказательство, что умывающий неповинен в пролитии крови сего человека (Втор. 21:6-7).

Пилат, решаясь осудить Иисуса Христа, пользуется этим Иудейским обычаем, чтобы снять с себя ответственность в смерти Его. Понятно, что это умовение рук не сделало Пилата безответным в смерти невинно осужденного им Господа Иисуса Христа, потому что Пилат, как правитель, должен был защитить и отпустить Христа, несмотря ни на что со стороны Иудеев, и мог бы это сделать, так как у него были в распоряжении римские легионы; но он этого не сделал. Он даже не принимал никакой меры к тому, чтобы успокоить народную ярость и злобу, хотя неоднократно объявлял, что не находит в Господе решительно никакой вины. Он даже забыл, что поступает вопреки здравому смыслу, когда предлагал народу такой вопрос: что же хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете Царем Иудейским? Разве народу принадлежит право суда, а не ему самому? Разве он не мог, и отпустив Варавву, в то же время отпустить и Христа, если признавал Его невинным? Следовательно, человекоугодие довело Пилата до поступка против Бога, совести и закона.

– Бойся, христианин, человекоугодия, оно часто побуждает и заставляет действовать против долга, против чести, против совести, нередко прямо – ко вреду другим. Ап. Павел прямо сказал: Если бы угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10).

Смотрите вы, т. е. я слагаю с себя ответственность, а вы будете отвечать за насильственную смерть этого невинного человека (слич. Мк. 15:4) Вы принуждаете меня пролить кровь Иисуса, вы и отвечайте за нее“.

Кровь Его на нас и на детях наших, т. е. мы принимаем ответственность за смерть Христову на себя, и не только на себя, но и на свое потомство. „Такова безрассудная ярость, такова злая страсть!“ восклицает при этом св. Златоуст. И сбылась во всей точности эта ужасная клятва на несчастном Иудейском народе: жестоко он был наказан за отвержение Христа. В 70 г. от Рождества Христова. Иудеи возмутились против римлян. Тогда римляне разрушили Иерусалим, сожгли храм и из Иудеев многих посекли мечами, многих распяли на крестах, – иные умерли от открывшегося в осажденном Иерусалиме голода и болезни, а оставшихся в живых рассеяли по всему свету. „И доныне они, как чада убивших Господа, носят на себе кровь Его, ибо у всех находятся в презрении, и самое имя сего народа стало уничижительным прозванием людей алчных, хитрых и самых низких“.

Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив предал на распятие. У Римлян был обычай бить осужденных на распятие, чтобы еще более увеличить их страдания. Невероятно, чтобы Пилат, сознавший невинность Иисуса Христа, повелел бить Его именно с этой целью (Мих). В Евангелии Иоанна повествуется, что когда Пилату не удалась первая, употребленная им, мера к освобождению Господа, т. е. когда Евреи, вместо Него, просили отпустить разбойника Варавву, тогда Пилат употребляет другой способ – именно он велел бить Господа, т. е. подвергнуть бичеванию, надеясь, с одной стороны, удовлетворить этим мстительности врагов Его, с другой, возбудить к Нему жалость, и, показав народу Его, уничиженного и израненного, тем склонить к освобождению Его от смертной казни.

„Вот правда человеческая! восклицает при этом один из духов. писателей. Пилат признает Господа невинным, однако же делает уступку Его врагам: предлагает им наказать Его, предать публичному бичеванию, обесчестить и унизить, – за что? Ни за что, а только, чтобы успокоить Его врагов, угодить им. Ему казалось, что если он сделает такую уступку в своем правосудии, то им не стыдно будет прекратить преследование Невинного, а о том, что это незаслуженное наказание будет стоить Праведнику ужасных страданий, Пилат не заботится: зато, думал Пилат, я спасу Ему жизнь“ (Тр. л.). Приговоренных к бичеванию раздевали донага, привязывали к низкому столбу и били ременным бичом, перевитым иногда железной проволокой. Это бичевание иногда производилось так жестоко, что бичуемые умирали под ударами палачей. Но и бичевание, как пишет тот же евангелист, не помогло, народ не сжалился. И тогда уже Пилат отдал Христа на распятие (Ин. 19:1-6).

Евангелист Лука пополняет сказание св. Матфея о суде над Господом у Пилата тем обстоятельством, что когда Пилат услыхал от обвинителей Его, что Он происходит из Галилеи, где был свой правитель Ирод, обрадовался этому, и хотел отклонить от себя дело суда над Ним, как невинным, послал Его к правителю Галилеи Ироду, который по случаю праздника Пасхи прибыл в Иерусалим. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался: ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем. Но Ирод не нашел в Иисусе Христе никакой вины и отослал Его обратно Пилату. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только Иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, имело принадлежать как Иудеям, так и язычникам.

Наказан был от Бога и Пилат за невинное осуждение Иисуса Христа. Между прочим и за это осуждение, вследствие жалобы Mapии Магдалины, римский император лишил его должности иудейского правителя и сослал в Галилею. Здесь, изнуренный печалью и скукой и терзаемый угрызениями совести и отчаянием, Пилат сам себя лишил жизни (Воскр. Чт.22 г.).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

См. Толкование на Мк. 15:2