Толкования на Мк. 16:15

Мч. Иустин Философ

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Из Иерусалима вышли в мир мужи, числом двенадцать, и притом простецы. Не умели они говорить, но благодаря силе Божией возвестили Евангелие всему человеческому роду.

Апология.

Блж. Августин

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8), поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.

Иоанн Скот Эриугена

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Третий мир тот, что, будучи серединой, сочетает в себе самом и возвышенное духовного и низменное телесного, и делает из двух одно. Он постигается в одном только человеке. в котором сводится воедино вся тварь. Ведь [человек] состоит из тела и души. Сочетая тело от этого мира и душу от мира иного, он собирает их воедино. Тело при этом обладает всей телесной, душа же - всей бестелесной природой, которые, когда сливаются в одно целое, составляют все мирское убранство человека. По этой причине человека называют «всем», ибо вся тварь переплавляется в нем словно бы в некоей мастерской. Оттого и сам Господь ученикам, шедшим проповедовать, повелел: ”Проповедуйте Евангелие всей твари”.

Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна.

Тертуллиан

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Апостолы основывали церкви в разных городах, и оттуда другие церкви перенимали виноградную лозу веры и семена учения, и поныне перенимают, через что причисляют себя к апостольской Церкви в качестве ее отростков. Ведь необходимо, чтобы всякий вид определялся по своему истоку. Так и все эти церкви есть одна первоапостольская Церковь, от которой все другие. И все они первые и апостольские, покуда составляют одно целое, пребывая в мире, братстве и взаимном гостеприимстве, ибо направляются они не чем иным, как одной традицией одного и того же таинства.

О предписаниях против еретиков.

Прот. Иоанн Бухарев

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Шедше в мир весь (идите по всему миpy), т.е. не к одним Иудеям, к которым только прежде посылал Господь Апостолов (чит. (Мф. 10:5), но и к язычникам: потому что искупление уже совершено. Всей твари, т.е. всему роду человеческому. Но можно понимать это и таким образом: „Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека, а потому и должно быть благовествовано евангелие искупления всей твари (Рим. 8:19, и дал.; Кол. 1:23), и она откликнется с своей стороны на это благовествовaние теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих“ (Мк. 16:17 и дал.). Тварь представляется олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о ее восстановлении (Мих.).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

См. Толкование на Мк. 16:14