Толкования на Откр. 1:12

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 12-13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом обратихся, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же. - Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, подобна Сыну человечу (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxиepeя, (Пс. 109, 4). - Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди - при сосцу, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сии Владычнии сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван златым.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 12-13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Когда он говорит: ходящего посреди золотых светильников, подобного Сыну Человеческому, то подобным называет Его, поскольку смерть побеждена, и Он вознесся на небеса, приобщив и само тело духу Своей славы, который Он получил от Отца, и потому Он мог бы уже именоваться Сыном Божиим, а не Сыном Человеческим. Ходящий посреди золотых светильников – то есть посреди Церквей, как сказал через Соломона: Я хожу по стезям праведных (Притч. 8:20).

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ириней Лионский

Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною

Ни Моисей, ни Илия, ни Иезекииль, имевшие много небесных видений, не видели Бога, а что видели они, было подобием славы Господней и пророчествами о будущем. Очевидно, что Отец невидим, как и Господь сказал: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18), а Слово Его, как Он Сам хотел и для пользы видящих, открывало славу Отца и изъясняло Его распоряжения, как и Господь сказал: Единородный Бог, сущий в недре Отчем, Он явил.

И Иоанн, ученик Господа, видя в откровении священническое и славное пришествие Его царствия, говорит: Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

В этих словах он указывает на нечто из славы, [полученной] от Отца - как, например, глава; на нечто священническое - как подир - и потому Моисей дал одежду первосвященнику по этому образцу; и на нечто, относящееся к концу мира, - как халколиван, раскаленный в печи, что означает твердость веры и постоянство в молитве, по причине грядущего в конце времен огненного воспламенения.

Против ересей.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Какая Божественная картина! Какие чудные, прекрасные образы! Все – свет, красота и жизнь. О превожделеннейший Иисусе! Сподоби нас, грешных, узреть Тебя во славе Твоей. По описанию славы Твоей, сделанному возлюбленным Твоим наперсником, я гадаю о том блаженстве, какое будут вкушать праведники в Царствии Твоем, наслаждаясь Твоим лицезрением. Да, я верю, что это блаженство будет, несравненное ни с каким земным счастием.

Дневник. Том I. 1856.

Апрингий

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Треножник светильника возносит лампаду света. Ибо никто не может положить другого основания, - говорит апостол, - кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3:11), из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена (Еф 4:16). Это есть та отрасль, о которой сказано: И произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Над этой отраслью расположена лампада. Отмеченная свидетельством единой веры, она может быть зажжена огнем Божественного величия.

Трактат на Откровение.

Экумений

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Семь подсвечников, как Иоанн толкует позднее, есть семь церквей, о которых ему было повеление написать. Подсвечниками же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но подсвечниками. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: будьте, как светила в мире, содержа слово жизни. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе подсвечников, а не светильников. Ибо сказано о Христе: ты сияешь с гор вековечных, - допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах - и опять же по отношению к Отцу: Пошли свет Твой и истину Твою (Пс 42:3). И снова: свет лица Твоего, Господи [спас их]. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. Золотыми же он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет (1Ин I:5). Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом «обратиться», т.е. отрешиться от мирских попечений, нужно возвести духовные очи горе.