Толкования на Откр. 1:16

Свт. Андрей Кесарийский

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

См. Толкование на Откр. 1:15

Сщмч. Викторин Петавийский

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Он держал в деснице Своей семь звезд. Мы сказали, что Святой Дух в семи силах был дан в Его власть от Отца, как Петр восклицает к Иудеям: Он, быв вознесен десницею Божиею, излил принятый Им от Отца Дух, тот который вы видели и слышали (Деян. 2, 33). Но и Иоанн Креститель в предвосхищении сказал своим ученикам: не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3, 34–35). Итак – это семь звезд.

Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Посредством острого с обеих сторон меча, выходящего из уст Его, указывается, что это - Он Сам, сейчас принесший всему миру блага Евангелия, а раньше, через Моисея, знание законов. Но поскольку весь род человеческий - как Ветхого, так и Нового Завета - будет судиться тем же самым Словом, то поэтому Он назван мечом. Меч вооружает воина, меч убивает врага, меч карает дезертира. Чтобы показать апостолам, что Он возвестил правосудие, Он говорит: не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). И после того, как завершил притчи, Он говорит им: поняли ли вы все это? Они говорят: так. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:51-52).

Новое - слова Евангелия, старое - [слова] закона и пророков. Что это вышло из Его уст, [открывается в том, что] Он сказал Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, - то есть два динария, - за Меня и за себя (Мф 17:27). И Давид схожим образом говорит через Духа: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это (Пс 61:12), ибо однажды постановил Господь от начала [то], что будет до самого конца. Таким образом, это - два Завета, которые, в зависимости от восприятия времени, называются или двумя динариями, или Новым и Ветхим, или мечом, острым с обеих сторон. Наконец, поскольку сам Судья поставлен Отцом, желая указать на это, - ибо люди будут судиться словом [Его] проповеди, - Он говорит: вы думаете, что Я буду судить вас в последний день? Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день (Ин 12:48). И Павел говорит фессалоникийцам об антихристе: которого Господь убьет духом уст Своих (2 Фес 2:8). Следовательно, [дух] этот - меч, острый с обеих сторон, выходящий из уст Его.

И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Его лицо было Его явлением, посредством которого Он говорил с людьми лицом к лицу. Слава же солнца меньше, чем слава Господа, но из-за восхода, заката и опять восхода Писание уподобило Его лицо славе солнца, потому что [Христос] был рожден, пострадал и воскрес.

Толкование на Апокалипсис.

Блаж. Иероним Стридонский

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Эти, ликующие на постелях своих, - говорится о святых, говорится о мужах совершенных, - что еще есть у них? И мечи обоюдоострые в руках их (Пс 149:6). Мечи обоюдоострые, мечи святых остры с обеих сторон. Мы читаем в Иоанновом Откровении, что читается и принимается в Церкви - ибо находится не среди апокрифов, но среди церковных писаний, о Господе Спасителе: И из уст его выходил острый с обеих сторон меч. Таким образом, видишь, святые приняли эти обоюдоострые мечи, которые они держат в руках, из уст Господа. То есть Господь подает ученикам Своим меч из уст Своих, меч обоюдоострый, то есть слово учения Своего. Меч обоюдоострый - и исторически, и аллегорически, и по букве, и по духу. Меч обоюдоострый, поражающий противников и защищающий Своих. Меч обоюдоострый - этот обоюдоострый меч заточен с двух сторон: Иоанн говорит и о настоящем веке, и о будущем; и здесь поражает противников, и в вышних открывает Царство Небесное.

Трактат на Псалмы.

Беда Достопочтенный

И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Каким явился Господь ученикам на горе [Фавор], таким после суда Он явится всем святым. Неблагочестивые же на суде увидят Того, с Кем сражались. Все, присущее Сыну Человеческому, присуще также и Церкви, с которой Христос сделался единым существом, наделив ее честью священства и правом суда, чтобы она просияла в Царстве Отца Его, подобно солнцу.

Изложение Откровения.

Фульгенций Руспийский

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Так, Исаия говорит о Сыне: жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис. 11:4). О котором и апостол говорит: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фес 2:8). Также Сам единственный Сын Божий обозначает этого Духа уст Своих, вдыхая после Своего воскресения в учеников, говорит: примите Духа Святого (Ин 20:22). Действительно, из уст Самого Господа Иисуса, говорит Иоанн в Апокалипсисе, потому что выходил острый с обеих сторон меч. Следовательно, Дух уст Его - это сам меч, выходящий из Его уст.

О вере.

Экумений

Он держал в деснице Своей семь звезд

Как я полагаю, звездами он называет святых ангелов по причине обильного сияния Христа, присутствующего в них. Ибо они по правую Его руку, ибо этого почетнейшего стояния они удостоились от Бога и на руку Божию словно бы опираются.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

См. Толкование на Откр. 1:14