Толкования на Откр. 4:5

Свт. Андрей Кесарийский

И от престола исходили молнии и громы и гласы

Здесь указывается на то, как страшен и ужасен Бог, для тех, которые недостойны Его долготерпения и пощады; для достойных же спасения молния и громы не составляют страха, но сладость и просвещение: одно просвещает их духовные очи, другое же услаждает слух.

Ст. 5-6 И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу

Под семью духами Божiими должно разуметь или семь Ангелов, превосходящих прочих, как объясняет Ириней, или семь даров Животворящего Духа, о которых говорит Исаiя (11, 2). То и другое, думаю, не лишено достоверности. - Стеклянное море означает множество святых небесных сил, их чистоту и светлость, а также и невозмутимость будущей жизни; море, быть может, указывает и на небеса небес, которые, по свидетельству Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нас водами (Пс. 148, 4; Дан. 3, 60). Если кому думается, что кристалловидным называется существо небес, то нужно рассмотреть, не означается ли им самая сущность Богодвижимого пространства, имеющего блеск и сияние. Но точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния.

Апрингий

И от престола исходили молнии и громы и гласы

Он желает, чтобы мы знали, что вся проповедь древних апостолов и даже небесное и святое учение происходит от суда Божия и вдохновения Божия. Следовательно, мы понимаем молнии как слова всех святых, а громы как голоса проповедников. Мы исповедуем, что все происходит от единой причины - Бога. Об этих молниях и громах сказано: Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную (Пс 76:19).

Трактат на Откровение.

Примасий

И от престола исходили молнии и громы и гласы

Громами и гласами изображается проповедь истины, сверканием молнии - знамения чудес, как сказано в Евангелии: А они пошли и проповедивали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк 16:20); а также: Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную (Пс 76:19). Итак, устрашившись сего грома проповеди и молний чудес, уверовал мир.

и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих

Эти семь факелов суть семь духов Божиих. Даже если бы Он сам не объяснил это нам, все равно мы должны были бы понимать под этими горящими факелами Дух Святой, и потому что мы помним, что Он в начале просветил апостолов, сойдя на них в форме языков огненных, и из-за того достопамятного семеричного действия. Тем более мы должны понимать это сейчас, когда Он сам добавил: суть семь духов Божиих. И когда уместнее говорить о присутствии Духа Святого, как не во время крещения, когда, как мы верим, каждый верный по праву принимает Его?

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих

Под голосами здесь вернее разуметь не звукораздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум как обнаружение постоянного движения, постоянной жизни [Ewald, Ebrard]. Под седьмью светильниками, так же как и в I:4, содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы - Св. Духа, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров.