Толкования на Откр. 5:2

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 2-3 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

Никтоже можаше разгнути книгу, т. е. ни Ангелы, ни люди, сущие во плоти, ни Святые, свободные от нее, не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания ранее о Нем пророчествовавших.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 2-6 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Открыть завет - значит пострадать за людей и окончательно победить смерть. Никто не найден достойным сделать это: ни среди ангелов на небе, ни среди людей на земле, ни среди душ святых, пребывающих в покое, разве только Христос Сын Божий, о Котором он говорит: видел я Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов. О Нем было предсказано: какой бы закон через различные дары и жертвы ни был замышлен о Нем, Ему Самому надлежало его исполнить. И потому что Сам Он был завещателем и победил смерть, оказалось, что Он Сам поставлен Богом законным наследником, чтобы обладал и субстанцией смертного [существа] - то есть человеческим телом. Его он называет львом от колена Иудина, коренем Давидовым, который победил (Откр. 5:5).

О льве от колена Иудина мы читаем в Бытии, где патриарх Иаков говорит: Иуда! тебя восхвалят братья твои: ты поспал и встал, словно лев и словно львенок (Быт. 49:9). Он назван львом, потому что победил смерть, а по причине своих страданий за людей назван агнцем ведомым на заклание (Ис. 53:7; Деян. 8:32). Итак Он открывает и распечатывает Завет, который Сам и запечатал. И Моисей, законодатель, зная, что [Завет] должен быть запечатан и сокрыт до времени Его страдания, положил на лице свое покрывало (Исх. 34:33) и так говорил с народом, показывая этим, что слова благовестия будут покрыты до пришествия Христова. Когда Моисей читал Закон народу, он взяв шерсть омоченную в крови тельца с водой, окропил весь народ, говоря: вот кровь завета, который заповедал вам Господь (Евр. 9, 19–20. Ср.: Исх. 24:8). Усердному человеку должно обратить внимание, что полнота проповеди связана воедино: ее недостаточно назвать законом, потому что она называется и заветом. Никакой закон не называется заветом, и заветом не обозначается ничто иное, кроме [документа], составляемого перед смертью. И то, что завещается в этом документе, запечатывается до дня смерти завещателя. И поскольку Он победил смерть и превзошел дело палачей, назван как бы закланным. Поэтому по заслугам открывается как закланный агнец тот, кто подобно льву сокрушил смерть и, исполнив все прежде проповеданное о Себе, освободил человека, то есть плоть от смерти, и воспринял смертное естество, то есть человеческое тело. И как одним телом все люди подверглись долгу смерти, так одним телом все верующие воскреснут в жизнь вечную (Ср.: 1 Кор. 15:21–22; Рим. 5:12). Итак, ныне лицо Моисея обнажается, ныне и открывается, – потому Апокалипсис называется Откровением, – ныне книга его распечатывается, ныне постигаются приношения жертв, ныне ясно познаются священнодействия, Христовы заповеди, устройство храма и свидетельства.

Толкование на Апокалипсис.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

Не упуская из вида небесного престола, Иоанн видит летящего по небу Ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен [Kliefoth] и свят пред Господом, чтобы мог воспринять откровение Бож. судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного Ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержащегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию. - Здесь предуказание на особенности формы и содержания апокалиптического откровения.