Толкования на Откр. 5:3

Свт. Андрей Кесарийский

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

См. Толкование на Откр. 5:2

Свт. Григорий Двоеслов

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

Однако это волнует дух, поскольку если мы потому говорим преисподняя, что она лежит ниже, то как земля ниже неба, так и преисподняя должна быть ниже земли. Отсюда, пожалуй, и через псалмопевца говорится: Ты избавил душу мою от ада преисподнего (Пс 85:13), чтобы было ясно, что более высокий ад - это земля, ад же в действительности - под землей. И голос Иоанна соглашается с такой оценкой, когда он говорит, что он видел книгу, запечатанную семью печатями, - и потому, что нет никого достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу и сорвать печати ее, он добавляет: И я много плакал (ст.4). Однако потом он говорит, что эта книга раскроется львом от колена Иудина (ст.5). Разумеется, что иное обозначается под этой книгой, как не Святое Писание, которое один лишь Искупитель наш открыл? Он, став человеком, умерев, воскреснув и вознесшись, открыл все тайны, каковые в ней были. И никто на небе - потому что и ангел не мог; никто на земле - потому что и живущий в теле человек не мог; и никто под землей не найден достойным - потому что и души, освобожденные от тела, не могли открыть нам секреты святого речения помимо Господа. Следовательно, поскольку для разъяснения книги никто, найденный под землей, не считается достойным, я не вижу, что мешало бы верить в то, что под землей есть преисподняя.

Диалоги.

Сщмч. Викторин Петавийский

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

См. Толкование на Откр. 5:2

Беда Достопочтенный

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

Это видение показывает, как таинства Священного Писания были нам явлены через воплощение Господа. Его гармоничное единство содержит Ветхий Завет, словно бы вовне, и Новый Завет - внутри. <…> Ни ангел, ни один из праведников, свободных от уз плоти, не могли открыть тайны Божественного закона или исследовать их, ни раскрыть книгу, то есть созерцать сияние благодати Нового Завета. Так и сыны Израиля не могли посмотреть в лицо Законодателю Ветхого Завета, содержавшего в себе Новый.

Изложение Откровения.

Примасий

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

Сказано, что до сих пор никто не найден достойным ни на небе, что означает, что это превосходит и возможности ангелов. Не потому, что ангелы не знали о том, что грядет таинство воплощения Господа и воздаяния, но потому, что это нельзя исполнить природе ангельской. Ибо Сын Божий должен был искупить людей, приняв истинную человеческую природу, и Сам пожелал исполнить все. Посему Исаия говорит: «Не ангел, не вестник, но Сам Господь спасал их». Ни на земле - то есть никто из совершенно праведных, в жизни сей пребывающих. Ибо для возрождения человека нужна была помощь лишь Самого Творца. Ни под землей - ибо никто из умерших святых не был достоин открыть книгу, ни даже созерцать ее. Созерцать - то есть понимать, посему Павел говорит, что он благовествует язычникам богатства Христовы, доступные пониманию, то есть откровения Нового Завета, сокрытые в законе, которые Христос исполнил Своим пришествием. Никто не может смотреть на это спокойным взглядом, тем более не может исполнить этого на деле - того, что Христос исполнил по своей воле. Ибо они могли лишь предвидеть это, но не свершить.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее

См. Толкование на Откр. 5:2