Толкования на Откр. 5:5

Свт. Андрей Кесарийский

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Не плачь, говорит, ибо если книга недоступна для Ангелов, то уж никак не для вочеловечившегося ради людей Бога, Который по человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству - Создатель.

Свт. Григорий Палама

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

См. Толкование на Мф. 3:16

Сщмч. Викторин Петавийский

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

См. Толкование на Откр. 5:2

Сщмч. Ипполит Римский

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был, как лев; подобным же образом и антихриста предуказало Писание, как льва, за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель пожелает уподобиться Сыну Божию. Лев - Христос, лев и антихрист; царь - Христос, царь, хотя земной, - и антихрист. Явился Спаситель, как агнец; подобным же образом и тот появится, как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам - подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец - подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него - подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь - в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм - восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме.

Об антихристе.

Блж. Августин

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил лев от колена Иудина. Он назван львом, и Он назван агнцем: львом - из-за доблести, агнцем - из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток. Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотить (1 Петр. 5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, потому что, - говорит, - противник ваш дьявол ходит, <… > ища кого поглотить. Но каким образом ходит? Он говорит: как рыкающий лев ходит, ища кого поглотить. Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил Лев от колена Иудина. Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден - будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола - крест Господа: приманка, на которую он ловится - смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!


О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит? (Ис. 53:7-8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих (Ис. 53:7), Сам есть лев от колена Иудина. Кто этот агнец и лев - Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? - Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец - в страдании, лев - в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?

Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: как агнец перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст своих. Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал: лев от колена Иудина… победил, и может раскрыть сию книгу. Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность. Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.

Проповеди.

Тиконий

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

В одном из старцев мы узнаем совокупное лицо пророков, известные прорицания которых о том, что Христос из колена Иудина Своей кровью искупит мир, были утешением Церкви. О Нем мы читаем пророчество: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт 49:9). Ведь о Нем же, добровольно без вины принявшем смерть и силой принятую смерть поправшем, учат и как о льве, и как об агнце; и в давнюю пору он подлинно угрожал смерти, говоря устами Осии: Буду гибелью твоей, смерть, уязвлением твоим, преисподняя (Ос 13:14), и Исаии: Вот корень Иессеев, который возрастет, как избавление для народов, к нему обратятся язычники, - и покой его будет славным (Ис 11:10). Воистину, и всякий верующий, когда в уединении усердно сокрушается о своих грехах, и об обетовании прощения помнит благодаря утешениям Писаний (Рим 15:4), и знает, что у него есть надежда на вечное спасение. То, что я говорю, подтверждается сходным ответом одного из старцев. По той же причине он, ссылаясь на прошлое, предвещает будущее, по какой и Дух прикровенно являет грядущее в событиях минувших.

Комментарий на Апокалипсис.

Экумений

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Как сказано, открыл книгу и печати Тот, Кто поборол нашего победителя, дьявола. А кто был львом от колена Иудина? Конечно же, Христос, о Ком сказал патриарх Иаков: преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт. 49:9). А что от Иуды по плоти произошел Господь, свидетельствует божественный апостол: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр. 7:14). Кто-то может удивиться, почему он не называет Его, вслед за Исаией, отраслью от корня Иессеева и ветвью, произросшей от корня (Ис. 11:1), но корнем Давидовым. Он это говорит, показывая, что по человеческой природе Он был отраслью, произросшей от корня Иессеева и Давидова, а по Божественной - Он Сам корень не только Давида, но и всякого создания, чувственно зримого и умного, - поскольку Он виновник всякого бытия, как и прежде говорилось.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Наименование льва, употребленное старцем, взято из Быт. 49:9, и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, означает сильного победителя, царя по Своему богочеловечеству. В глубочайшем смысле этого последнего слова Иисус Христос назван и корнем Давидовым: в Нем та же самая кровь, как и в жилах Давида, подобно тому, как в отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находится в корнях. Победа же над смертью и вознесение на небо дали Иисусу Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем пред Богом и единственным их учителем, т.е. через Иоанна сообщить людям божественное откровение относительно таинственного будущего.

Толковая Библия.