Толкования на Откр. 5:7

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 7-8 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

Гусли означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; фимиам - благовонную жертву верных приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, «Христово благоухание есмы» (2 Кор. 2, 15); - фiалы - помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва.

Сщмч. Викторин Петавийский

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле

Здесь Он открывает и снимает печати с [Ветхого] Завета, который прежде запечатал. Зная, что это должно было быть запечатано и скрыто до наступления Его страдания, Моисей-законодатель скрыл лицо свое и так говорил народу, указывая, что слова возвещения скрыты до наступления времени Христа. Ведь когда он читал народу сам закон, взяв шерсть, пропитанную кровью тельца и водою, он окропил весь народ, прорекая: вот кровь завета, который Господь заключил с вами (Исх 24:8).

Итак, следует обратить внимание, что внимательный человек соединит общее возвещение в нечто одно. Ведь недостаточно называться ему законом, поскольку оно именуется и заветом. Никакой закон не называется заветом, и [ничто] другое не именуется заветом, за исключением того, что создано теми, кто собирается умереть. И что бы внутри они ни завещали, все это запечатано до дня смерти завещателя. Но потому что Он окончательно победил смерть и превзошел свойство плоти, то сказано, что Он как бы закланный. Поэтому должным образом [Ветхий Завет] распечатывается как бы закланным Агнцем, Который, словно лев, сокрушил смерть и исполнил все возвещенное о Нем, и освободил человека - то есть плоть - от смерти; и воспринял субстанцию смертных - то есть человеческую природу. И как через одно тело все люди унаследовали долг смерти, так и через одно тело все верующие воскреснут к жизни вечной. Итак, совсем недавно лицо Моисея было скрыто, а сейчас открывается, и потому Апокалипсис называется откровением. Сейчас распечатывается книга Его; сейчас понимается [смысл] приношения жертв; сейчас ясно понимаются и жречество, и распоряжения Помазанника, и возведение храма, и свидетельства [пророков].

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ириней Лионский

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле

И Господь сказал: Все предано Мне Отцем Моим (Мф 11:27), - Тем, очевидно, Который все сотворил, ибо Он предал Ему не чужое, но Свое, собственное. А во всем ничто не исключено, и поэтому Он есть Судия живых, мертвых, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит. Ибо никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть книгу Отца и видеть ее, кроме Агнца, закланного и Своею кровью искупившего нас, Который от Него же, все создавшего Словом Своим и устроившего Премудростью Своею, получил власть над всем, когда Слово стало плотью (Ин 1:14), чтобы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле - потому что Он был человек праведный, который греха не совершил, и не обрелось никакого обмана в устах Его (1 Пет 2:22), - чтобы имело начальство и над тем, что под землею, Само сделавшись первенцем из мертвых (Кол 1:18). Чтобы все, как я уже сказал, видели своего Царя, и чтобы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом, получил нетление.

Против ересей.

Апрингий

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле

Уместно здесь сказано: взял книгу, то есть силу всех деяний Божьих, и из десницы Сидящего на престоле, то есть от Бога Отца принял все, как Сам сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин 16:15). Тогда Он взял эту книгу, когда, восставая из мертвых, явил таинство Троицы, от веков сокрытое, и открыл его миру.

Трактат на Откровение.

Примасий

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле

Книгу из длани Бога - само устроение, Отцом и Им Самим положенное, - принял, как сказано, Сын Человеческий: ибо Оба с Духом Своим пребывают на престоле. Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын - одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: Радуйтесь: Я победил мир (Ин 16:33), и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял книгу.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле

«Взял книгу… « Чем взял? - спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, - но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя.