Толкования на Откр. 7:17

Свт. Андрей Кесарийский

Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их

Словами: «упасет я» означается то, что руководимые Христом не устрашатся тогда нападений волков, низвергнутых в неугасимый огонь, но невещественно будут пасомы на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, обозначенных водою, которою, кроме сего, указывается еще на обильное излияние Божественного Духа. И Господь сказал о верующем, что реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 38); ею тогда обильно питаемые Святые, приобретши, по прекращении частного знания, совершенное ведение и, освободившись от тления и изменения, будут пребывать в бесконечном веселии и радости.

Беда Достопочтенный

ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод

Возможно, здесь говорится и о созерцании Бога, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 3:3). Об этом говорил и Давид: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс 41:2).

Изложение Откровения.

Тертуллиан

и о трет Бог всякую слезу с очей их

Исайя говорит: вечная радость на голову их - нет ничего вечного прежде воскресения. Уйдет, - говорит, - болезнь и печаль, и скорбь от них (Ис 35:10). Так же и ангел говорит Иоанну: и отрет Бог всякую слезу с очей их, - по крайней мере, с тех очей, которые прежде плакали и которые могли бы до сих пор плакать, если бы Божественное прощение не осушило весь поток слез.

И опять: ибо Бог отрет всякую слезу с очей их (Откр 21:4). И до сих пор [есть] смерть; следовательно, до сих пор [есть] и тленность. Поэтому тленность уничтожена нетленностью, и точно так же смерть - бессмертием . Если болезнь, и печаль, и скорбь, и сама смерть приходят в результате изъянов души и плоти, то каким образом от них избавиться, если сохранились их причины, а именно изъяны плоти, а также души? Найдутся ли несчастья в присутствии Бога, или нападения врагов вблизи Христа, или наступление одержимых демоном в присутствии Святого Духа, когда уже и сам дьявол с ангелами его ввержены в огонь?

О воскресении мертвых.

Тиконий

ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод

Прежде он говорил, что Агнец, сидящий на престоле, взял книгу, а теперь: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их. Это с тем, чтобы научить, что у Отца и Сына один престол, поскольку Отец в Сыне и Сын в Отце, то есть посреди Церк­ви, в которой по вере обитает единый Бог, целокупная Троица.

и о трет Бог всякую слезу с очей их

Все это произойдет с нами в духовном смысле, когда по отпущении грехов мы вновь восстанем к жизни, и, совлекшись ветхого человека, во Христа облечемся (Гал 3:27) и преисполнимся радостью Духа Святаго (1 Фес 1:6). Ибо таким образом Господь обещал эту жизнь Своей Церкви, говоря: вот, Я творю Иерусалим веселием и парод его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о пароде Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля (Ис 65:18-19).

Фрагменты.