Толкования на Откр. 11:18

Свт. Андрей Кесарийский

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

См. Толкование на Откр. 11:15

Беда Достопочтенный

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

В действительности, хоть и восставали нечестивые, но Ты правил от начала времен, теперь же Ты, Судья, подавил их злобу - и она исчезла. Господь царствует: да трепещут народы! (Пс 98:1).

Время судить мертвых и дашь возмездие, и т.д. Это соответствует порядку евангельского повествования: сперва все люди собираются перед Судией, затем оказавшиеся справа помещаются во многочисленные обители в Царстве Отца, нечестивые же извергаются из пределов Царства и предаются огню проклятия.

Изложение Откровения.

Тиконий

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

И рассвирепели язычники - этим Иоанн указал на первое пришествие Христа. Воистину, когда он продолжает: и пришел гнев Твой и время мертвых, или (по другому переводу): время, в которое будет судить мертвых, - то указывает на второе пришествие, при котором святые, пророки и те, кто страшится имени Его, малые и великие, старые и молодые получат награду, поскольку зародыш мой видели очи Твои и в Твоей книге будет записано все (Пс 138:16). А чтобы нечестивые не предположили, будто им сойдет с рук, он вынес приговор: погубить губивших землю. Как гласит псалом: но лице Господне против делающих зло (Пс 33:17).

Как сказано: вот, идет третье горе, по звуку седьмого ангела, - и никого, кроме Церкви, хвалящей и благодаря­щей Господа, он не называет. Отсюда мы можем понять, что нет воздаяния благочестивым без горя для злых. Так и в псалме: ибо гнев Его возгорится вскоре, по крайней мере, для злых; блаженны же все, уповающие на Него (Пс 2:12). Так и ныне сама Церковь возглашает: приходит гнев Твой и время мертвых, чтобы Ты воздал награду служителям Твоим, и так далее. Это горе последнее.

Фрагменты.

Экумений

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

Когда было уничтожено земное царство, конечно, рассвирепели язычни­ки, потому что лишились своего господства (народами называются легионы бесов и неверующих людей). Сказано: И пришел гнев Твой и черед судить язычников и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым. Хотя Ты издавна и долго терпел их, но, по­скольку они ничего не приобрели от твоей доброты, теперь, то есть в день суда, Ты обратил на них гнев Свой. Надлежащее и определенное народам пришло и уже здесь. Что именно? - Суд и отмщение за святых, которые приняли от них зло, и уничтожение с помощью возместительной казни губителей земли и тех, кто оскверня­ют ее своими грехами.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

К этим голосам присоединились старцы, которые, называя в своей хвале Господа Бога Вседержителем, прилагают еще и другой эпитет, Который еси и был и грядешь. - Сообразно с этим старцы далее указывают и на то, что за все злые дела и намерения нечестивых, за их нераскаянность и упорство падет на них карающий гнев Божий. Выражение же их: «судить мертвых» можно понимать как равносильное выражению: наступило время воскресения и суда - суда не только над умершими, но и над живущими, как над праведниками, так и над грешниками, губившими землю своими грехами и злоупотреблениями.