Толкования на Откр. 11:19

Свт. Андрей Кесарийский

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град

Чрез отверзение неба и явление кивота указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, все сокрыты во Христе, в коем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 3. 9). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его

Отверзся храм Божий на небе - это явление Господа нашего. Храм Божий - это Его Сын, как и Сам Он говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его; и когда Иудеи говорят, что сей храм строился сорок шесть лет, евангелист говорит: Он говорил о храме тела Своего (Ин 2:19-21). Ковчег завета Его - предсказание Евангелия, проще­ние грехов и все, что с Ним придет, - об этом Иоанн говорит, что оно уже стало явным.

Толкование на Апокалипсис.

Беда Достопочтенный

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его

Храм Божий, некогда сооруженный на земле, хранил ковчег завета сокрытым за таинственной завесой; теперь же, поскольку завеса старого храма и стена разделения была разрушена кровью Господа, то в Церкви, которая есть храм Бога живого и жительство которой - на небе, ковчег Его воплощения открыт всему миру. Как манна небесная [хранилась] в чистом золоте, так и Божество - в святом теле [Церкви].

Изложение Откровения.

Тиконий

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град

Когда родился Господь Христос, отверзся храм Божий на небе, то есть в Церкви. Под храмом Божиим можно подразумевать тело Христово, почему так же и говорит Господь: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19). <…> Ибо, хотя ковчег часто обозначает Церковь, здесь он пишет, что ковчег явился в храме, и, добавив ковчег Завета, он напомнил, что следует это понимать в некоем выс­шем смысле. А говоря на небе, он убеждает нас достичь некоей тайны, что можно понять так: храм - Цер­ковь, ковчег Завета - таинство вопло­щения Христа, Который по образу этого ковчега и скрижали Завета в Себе хранил; Который, как сказано, не уничтожить [закон] пришел, но исполнить. <…> Ибо так обетовал Бог через Иеремию, что ковчег завета будет отъят из человеческого сердца (очевидно, тот [ковчег имея в виду], который был у евреев в Иерусалиме), - иными словами, что Церковь будет названа престолом Господа. Он говорит: И будет, когда вы размножи­тесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет… В то время назо­вут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим (Иер 3:16 - 17). <…>

Молнии - те совершенства, посред­ством которых Господь Христос придал Своим ученикам силы. Голоса и громы - проповеди, которыми, словно грозовые тучи, прогремели апостолы у народов. Землетрясение - грохот народного возмущения, который часто сулил восходящей Церкви гонения. Град, даже когда побивает плоды, сам всегда в большей степени раздробляется при ударе и при производимом опустошении себя же изничтожает. Таким же образом свирепая толпа язычников, которая подвергала преследованию веру Христову, позже на саму себя ополчив­шись, свела свою численность к малой или вовсе ничтожной.

Фрагменты.

Экумений

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. Когда это было сказано, сокрытые блага и, кроме того, некие новые таинства явились святым. Ибо открытие ковчега завета указывает на это. Апостол показывает, что блага будуще­го века сокрыты от нынешних людей: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). А что существуют некие таинства и иное знание, неведомое теперешним людям, то проясняет Господь: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф 26:29). Святые были сочтены дос­тойными этого, из-за грешников же произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Это и есть третье горе (Откр 11:14). Книга прикровенно с помощью понятных нам вещей повествует о будущих наказаниях нечестивцев и послан­ных Богом ужасах.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град

А таинственное видение открывшегося храма и стоящего в нем ковчега завета говорит о будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшного суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз [Андрей Кесар. Раре]. Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозные последствия суда) [Hengstenberg].