Толкования на Откр. 12:15

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей

И испусти змий за женою из уст своих воду яко реку. Когда, говорит, Церковь побежит в места безводные и недоступные для входа прелестника, тогда, чтобы ее поразить, выйдет во след ее вода на подобие реки; иначе: выйдет множество или злых демонов, или различных искушений. - Земля же, говорится, помогала ей, удерживая стремление лукавых или дальностью расстояния, или безводием и засухою, или смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: «аз есмь земля и пепел» (Быт. 18, 27), тем самым расторгают все диавольския сети: ибо, как открыто Ангелом божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей

Вода, которую пустил змей из пасти, обозначает, что за ним, по его приказу, следует войско. А то, что земля разверзла свои уста и поглотила воду, являет, что жена была спасена от преследователей. И, хотя [апостол] показывает ее мучающуюся родами, и затем, уже после рождения скрывающуюся, все это произошло не в одно время. Ибо мы знаем, что время, когда Христос родился, уже настало, а [время, когда] жена скрывается от лица змия еще не пришло.

Толкование на Апокалипсис.

Примасий

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей

Допустимо здесь отнести именование земля к Церкви, как в псалме: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки (Пс 103:5). На твердых основах, то есть на святых, чьими молитвами и трудами учитель­ства и распространения спасения уничтожаются явные хитрости врага. Однако было бы лучше понимать землю как человеческую природу во Христе, ибо она есть истина, которая возникла из земли (Пс 84:12) и которая всегда является пред лицо Божие, по слову апостола: предстал за нас (Евр 9:24). Ибо сказано, что эта земля, поглотив смерть, которую вобрала в себя, как бы открыла уста, чтобы, как мы знаем, проглотить начальника смерти изоби­лием своей жизни. Тем не менее дьявол был проглочен, когда Христос, сидя на горе и отверзая Свои уста, дал учени­кам Своим большую заповедь, упразднив <…> закон заповедей учением (Еф 2:15).

Комментарий на Откровение.

Экумений

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей

Божественное Писание аллегорически называет искушение рекой. В одном месте говорит Иона: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня (Ион 2:4). В другом месте Господь говорит: Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и не упал дом, основанный на скале (Мф 7:25). Рекой называется искушение страданиями Господа. С их помощью змей пытался потопить Деву. И действительно, раз реки принесли Ее ко кресту и к высшей скорби, то змей был в состоянии исполнить намерение. А Симеон Ей что сказал? И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (Лк 2:35).

Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей на жену. То, что земля поглотила реку, означает, что она приняла искушение в себя, то есть приняла Господа умершего. Но не этим помогла земля жене, а тем, что вновь отдала Господа. Ибо Он восстал через три дня к жизни, поправ смерть, поскольку не в силах она была подчинить себе Того, Кто есть Начальник жизни, по слову божественного Петра.

Чтобы в итоге составилось цельное повествование, нужно знать концовку: но земля помогла жене. Затем как бы в ответ на вопрос: каким же образом помогла? - следует ответ: поглотила реку, то есть, приняв в себя Господа, против Которого строились козни, снова отдала и тем самым помогла жене.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою

Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нее.