Толкования на Откр. 14:8

Свт. Андрей Кесарийский

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

По значению имени, Вавилоном называют смешение настоящего мира и смущение житейское; о нем и говорит, что скоро падет или пресекнется. - Вино ярости любодеяния означает исступление ума от идолопоклонства, а также опьянение от всякого вообще греха, за которое, по слову Псаломскому, Бог потребит всякого любодеющего от Него (Пс. 72, 27). - Когда явится горний Иерусалим и беззаконники будут осуждены в огонь вечный, тогда сей Вавилон окончательно падет и истребится.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

См. Толкование на Откр. 14:6

Тиконий

И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

Вавилон, как говорят, переводится как смешение. Обозначен же через него город и народ дьявола и всеобщий соблазн пороков, который он всегда творит на погибель себе и человечес­кому роду. Именно о нем, подлежащем разрушению, Иоанн говорит как об уже павшем, то ли по употребительной фигуре речи в Писании, которая нередко ставит прошедшее время вместо будущего, когда знает, что предвещенное непременно сбудется, например: делят ризы мои между собою (Пс 21:19) и подобное; то ли посколь­ку в то время было известно, что возгордившиеся низвергаются, как раз когда дерзновенно превозносятся. Так гласит и псалом: низложил их, когда они превозносились, что определенно значит - тогда низложены, когда приподнялись. И по-своему говорит Писание: от вина блуда своего пали народы вселенной, коль скоро этот город, опьяненный и составленный в результате слияния всех народов, сам пригубливает вино блудодейства. Ибо этот город - все народы, хмельные своими грехами, но, по своему обыкновению, [Писание] говорит, что ему одному пришел конец.

Фрагменты.

Экумений

И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

Я полагаю, что Вавилоном он называет смешение и суетное искушение настоящей жизни (ибо Вавилон переводится как смешение) и беснова­ние безумных идолопоклонников. Он возвеличивается именами, называясь благодаря им исступлением. Если же ты рассмотришь этот чувственный Вавилон, то, пожалуй, не уклонишься от заданной цели.

Иоанн говорит, что отступление от Бога - это яростное вино блуда, по Писанию: Ты истребил всякого, кто изменяет тебе (Пс 72:27). Этот блуд вызывает помрачение установленного в уме представления. Ибо кто в здравом уме станет поклоняться деревьям и камням и навлечет гнев Божий? Следовательно, об этом вине и сказано: вино их яд драконов и гибель­ная отрава аспидов (Втор 32:33).

Сперва Вавилон себя напоил смерто­носным вином, а затем заставил пить все народы, которыми управлял.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

Второй призыв к покаянию через иного Ангела состоит в указании на действительную жизнь антихристианского мира. Эта казнь - падение Вавилона. Хотя здесь говорится, что Вавилон пал, но он представляется павшим только в видении, и только в видении на это указывается людям антихристианского времени. Это падение Вавилона будет началом суда, первым камнем, брошенным в мир при его осуждении Богом (XVIII:21). Сообразно с этим нужно объяснять и самое наименование Вавилона. Вавилон есть прекрасный образец для всякого боговраждебного города. А так как и в последнее антихристианское время царство антихристово задается целью заменить все святое и божественное человеческим и антихристианским, то и главный город этого царства как нельзя больше будет напоминать собою древний Вавилон. Поэтому под падением Вавилона естественнее всего понимать падение будущего Вавилона, главного города будущего антихристианского царства, если и не с таким же собственным именем, то с таким же характером его жителей и с таким же свойством и задачами власти его правителя. Причиною падения будущего Вавилона выставляется идолопоклонство, наименованное блудом. Это блудодеяние названо при этом яростным вином в смысле его силы воспламенять человеческое тело, человеческие страсти. Понятие же самого блудодеяния и любодейцы из Свящ. Писания очень часто употребляется в применении к городам (Ис 1:24; Наум 3:4) и обыкновенно указывает на все то развращающее влияние, которое оказывают те или другие города на народы своею торговлею, своими нравами и своим идолопоклонством. Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т.е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т.е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания.