Толкования на Откр. 14:20

Свт. Андрей Кесарийский

И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Итак, вне города праведных попрано будет точило, ибо, по слову Пророка, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124, 3) и обитание их, как и образ жизни, не будет смешано. - Кровью, проливаемою от попрания осужденных, называется праведный, неизменный и нелицеприятный суд Божий; кровь же грозда есть вино. Наполненное нерастворенным вином точило означает, что, по причине гнева Божия, наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. - По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мир. Поистине вне небесного града Иерусалима место мучения, а также и тех, которые его заслужили. А что их кровь достигает даже до конских узд на тысячу шестьсот стадий, так сие образно означает, быть может, наказующих Ангелов, которые не редко в Священном Писании называются конями. Стоны ими мучимых достигают до узд, коими у Святых сил считается Божественное определение, управляющее ими при выполнении повеленнаго. У Аввакума., напр., говорится: всядеши на кони твоя (Аввак. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1, 8). - Сие можно разуметь и иначе. Поелику вдавшиеся в наслаждения сделались неистовыми конями, то за узду они взяты будут мучениями, т. е. муками будут удержаны, ибо не знали обуздания в удовольствиях. - Чрез тысячу же шестьсот шесть стадий уразумеваем, что, по причине преисполненного зла и мерзости в делах, величайшая пропасть отделяет праведников от грешников. Десяток сотен означает множество зла; шестерица их - усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.

Толкование на Апокалипсис.

Экумений

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Иоанн назвал наказание точилом, уместно воспользовавшись образом виноградных гроздьев и сбора уро­жая. И истоптаны ягоды в точиле за городом. Ибо наказуемые не имели права получить воздаяние за злые дела в Небесном Иерусалиме, угото­ванном святым, и нарушить радость святых, которые будут сострадать тем, кто переносит справедливое наказа­ние. Не говоря уж о том, что, по словам патриарха Авраама, с которы­ми он обращался к богачу, великая пропасть разделяет праведников и нечестивцев.

И потекла кровь из точила. Хорошо он сказал: кровь, показывая, что слово гроздья он употребил метафорически, поскольку растоптанные и растерзан­ные так, что кровь их потекла даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий, были все же людьми. Об этих конях Божьих Священное Писание сообща­ет нам, намекая на ангельскую силу, которая имеет Бога наездником. Ибо говорит Небесный Жених невесте в Песни Песней: Кобылице моей в колесни­це фараоновой я уподобил тебя, возлюблен­ная, возлюбленная моя (Песн 1:8). И пророк Аввакум поет Богу: Ты вошел на коней Твоих, и колесница Твоя - избавление (Авв 3:8).

Апокалипсис говорит, что узды этих лошадей увлажнились кровью грешников - не только ближайших, но и стоявших в отдалении. Речение в целом имеет значение образа: иноска­зание показывает, как много было крови. Ибо тех, кто идет широким путем, во много раз больше, чем тех, кто идет путем узким и стесненным. Потому они и увлажняют узды лоша­дей, или же ангелов, поставленных вершить возмездие.

Комментарий на Откровение.

Примасий

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Очевидно, когда совершится будущее разделение, за городом, то есть вне Церкви, вовне окажется всякий человек греха. Это давление в точиле и топтание в поле уничтожит негодное и подвергнет испытанию нетленное. Как сосуд испытывается огнем, так искушением в скорби - верные. То, что потекла кровь даже до узд конских, обозначает месть, которая постигает даже вождей народов. Ибо, когда дьявол со своими приспешниками начал получать воздаяние за начатые гонения, некогда пролитая кровь святых законно достигает его и его князей, то есть тех лошадей, которые в лице еретиков начали войну, а также всех тех, кто последовал их ошибкам. Как прежде было сказано, в крови греха кровь и будет преследовать тебя (Иез 35:6) тысячу шестьсот стадий, то есть во всех четырех сторонах света. Ибо четыре раза по четыреста дают тысячу шестьсот.

Комментарий на Откровение.

Беда Достопочтенный

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Если только злым принадлежат эта жатва и урожай винограда, тогда точило символизирует наказание. Если же и добрым, то топтание винограда в точиле и молотьба на току уничтожают бесполезное и испытывают полезное. Как говорил апостол, драгоценные металлы испытываются огнем, дерево же, сено и солома огнем поглощаются. И то и другое совершается вне Небесного Иерусалима. Так образно именуется точило гнева, поскольку сказано: В день бедствия избавит его Господь (Пс 40:2). И потекла кровь из точила, и т.д. <…>

Тиконий понимает жатву и виног­рад как Церковь, которая, выйдя из пламени преследований, сияет и обладает правом вязать и решить. Сияющий ангел из храма или жерт­венника возвещает Царство Господне не ясным и громким голосом, но внушением Святого Духа, действую­щего в теле Своем; учит, что пришла пора предать анафеме злочестивых, и имеет власть над огнем, то есть тем, что выходит из уст свидетелей и пожирает их врагов.

Изложение Откровения.

Лопухин А.П.

И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

См. Толкование на Откр. 14:19