Толкования на Откр. 16:4

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 4-6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который есть и был, и Свят, потому что так судил. За то, что они пролили кровь Святых и Пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того

И отсюда видно, что над стихиями, как упомянуто выше, поставлены Ангелы, из которых один, управляющий водами, воспевает Бога за то, что на преступников навел достойное наказание и что дал в питие кровь тем, которые обагрили руки свои кровью Святых. Показывается же сим и то, что многие из твердых в вере, в то время удостоясь пророческого дара, будут убиты диавольскими защитниками, или что отвергающие проповедь божественных Пророков и оправдывающие их убиение жестокосердыми Иудеями становятся как бы их сообщниками по своему расположению, как засвидетельствовал сие и Господь, сказав, что, строя гробницы Пророкам, они соизволяют их убийству (Лук. 11, 47-48).

Толкование на Апокалипсис.

Беда Достопочтенный

Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь

Так же и здесь, те, кто, притворяясь, что дают сладкое питие, вливают беспечным свой яд, по заслугам будут наказаны вечной язвой.

Изложение Откровения.

Примасий

Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь

Эта чаша содержит все прочие наро­ды, которые настолько покорились естественному греху и так были опутаны грязными похотями, что принялись плотски рассуждать о божественном. Так что под источника­ми можно понимать языческие учения. Поэтому он говорит: они стали кровью. Сходное говорится и в Книге Бытия: Мой дух не будет пребывать в этих людях, потому что они - плоть, и в Книге Премудрости Соломона: смрадною кровью возмущенной, в обличение (Прем 11:7-8). Наконец, апостол говорит: Помышления плотские суть смерть и плотские помышления суть вражда против Бога (Рим 8:6-7).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 4-6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того

Третья казнь стоит в близкой параллели с первою египетскою казнью, по которой воды реки Нила обратились в кровь (Исх 7:19-21). В пользу буквального понимания и третьей казни, кроме аналогий с предыдущими, говорит и то замечание текста, что эти воды, сделавшиеся кровью, люди должны были употреблять для утоления своей жажды. Ангел вод, как управитель определенною стихиею, восхваляет Господа за Его правосудие, за Его неизменяемость и за Его верность Своему существу всесвятому и правосудному. Необходимость пить кровь вместо воды - казнь страшная и непредставимая, для антихристианского мира является справедливым возмездием (ст. 6) за его страшную и непонятную жестокость по отношению к христианству и против верных хранителей его.