Толкования на Откр. 16:19

Свт. Андрей Кесарийский

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его

И город великий распался на три части, и города языческие пали. Город же, думаем, великий не по количеству и величине зданий, но древнейший и величайший по благочестию и благоверию Иерусалим, поистине страданиями Христовыми возвеличенный пред городами языческими. - Разделение его на три части указывает, полагаем, на живущих в нем христиан, Иудеев и самарян, или означает твердо верующих, осквернивших греховными делами крещение Иудеев, и вовсе не принявших проповеди, - их не сдерживаемое, дерзкое исполнение своих желаний и обречение или низвержение в соответствующие каждому из них места. Ибо ныне иудеи и самаряне, боясь благочестивых царей, скрывают свои нечестивые желания и, не осмеливаясь перейти к своей секте, кажутся принадлежащими к нам, как будто и они истинные христиане, ибо носят общее с ними имя. Когда же разжжение искушений их обличит, тогда произойдет разделение их на три части - благочестивых, нечестивых и грешников, и все пойдут к единомысленным с ними и согласующихся с их сектою. - Падение языческих городов означает или их разрушение или уменьшение и прекращение языческой жизни с пришествием Божественного царства, которое, по Даниилу, восприимут Святые (7, 27).

И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Вавилон же великий, рассеянный собственными житейскими заботами и напастями и возвеличившееся неправедным богатством многолюдное число его, как бы из забвения, по причине долготерпения, придет на память и за попрание праведного и за нечестивые слова и дела испиет чашу гнева Божия.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его

Этот город великий в целом понимается всеми людьми как находящийся под небом и пребывающий в трех частях (поскольку была разделена Церковь), чтобы язычники были одной частью, все еретики и мнимые кафолики - другой, кафолическая Церковь - третьей.

Изложение Откровения.

Примасий

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его

Город, великий по числу населения и чванный в надменности, произошедшей от нескромных притязаний, разделился на три части. Одна часть отошла язычникам, другая - еретикам и иудеям, а третья, которая принадле­жит лжебратьям, которые говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит 1:16), - была отвергнута.

Далее следует: и города языческие пали, то есть вся сила и самоуверенность язычников.

И Вавилон великий воспомянут пред Богом. Это означает, что все множество осужденных было смущено.

Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его - тем самым описывается воздаяние грешнику заслуженной кары.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его

Город великий - сказано о Иерусалиме; ясно, что тем самым Иоанн отличает его от городов языческих. Ибо это обычное дело для божественного Писания - называть прочих людей, в отличие от Израиля, язычниками. Великим он называет его, как всем известный город. Все же остальные города пали. Ибо, когда земля переменяется и становится новой, как могут устоять на ней города, осквернившиеся обитанием в них грешников.

И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Выше говорилось: И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий (Откр 14:8). В данном месте он побуждает нас думать о другом Вавилоне, а не об этом и вкладывать в это имя нечто иное. И я думаю, что он говорит, как повествование далее научает, о Риме и о покоренных им в то время народах. Потому Иоанн и говорит: И Вавилон великий воспомянут пред Богом, то есть Богу пришли на память его прошлые грехи, когда Рим стал преследовать и убивать святых.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его

Под великим городом, распавшимся вследствие землетрясения на три части, можно разуметь и Иерусалим, хотя в Свящ. Писании он нигде не называется этим именем. Но здесь разумеется город будущего антихристианского царства, независимо от того, каким именем он будет называться. Тогда же, при землетрясении, и великому Вавилону было дано выпить чашу вина ярости гнева Божия. Вавилоном здесь назван тот же великий город, но только не просто как географическая величина, а как центральный пункт будущего антихристианского царства (ср. IV:8). Название Вавилон употреблено здесь как бы для обозначения антихристианского нечестия, которым будут жить люди последнего времени. Это-то нечестие и воспомянуто теперь Господом, и за него все нечестивые должны испить чашу Бож. гнева (ср. XIV:8, 10).