Толкования на Откр. 18:4

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 4-5 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее

Изыдите из нея людие мои. - Как в Содоме говорил Лоту: спасая спасай твою душу (Быт. 19, 17) и у Исаии: изыдите отсюда и нечистоте не прикасайтеся, изыдите из среды его (Ис. 52, 11), так говорит и здесь, ибо следует избегать пребывания и сожития с оскорбляющими Бога.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 4-5 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее

В этом месте Иоанн показывает, что Вавилон делится на две части, потому что в то время, как уповающие на Бога обращаются от зла к благу, Вавилон разделяется. И эта часть, которая отделилась от него, становится Иерусалимом. Ведь ежедневно [люди] переходят из Вавилона в Иерусалим и из Иерусалима возвращаются в Вавилон, пока и злые обращаются к благу, и те, кто казались в лицемерии праведными, открыто проявляют себя во зле.

Наконец, о благих людях через Исайю также говорит Писание: выходите, выходите из среды их и не касайтесь ничего нечистого; выходите из среды его и отделитесь, носящие следы его (Ис 52:11). Об этом отделении вспоминает апостол, говоря: твердое основание Божие пребывает, и познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19).

Чтобы не участвовать вам, - говорит Иоанн, - в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Поскольку написано: а праведник, если и ранновременно умрет, будет в покое (Прем 4:7), - каким образом праведный может быть причастен греху, который с нечестивым уничтожило падение города? Разве лишь когда из города дьявола - то есть от роскошной и нечестивой жизни - уходят праведные, и если кто-либо из них захотел бы остаться и предаться похотям Вавилона, если б он сделал это, то, без сомнения, участвовал бы в грехах его. То, что [Писание] часто говорило: выйди, не понимайте в телесном смысле, но в духовном. Выйти из Вавилона - значит отказаться от дурного образа жизни. Ведь в одном доме и в одной церкви, и в одном городе вместе существуют Вавилон с Иерусалимом. И, однако, покуда праведные не согласны с дурными и дурные не обращаются в праведных, то признают, что Иерусалим - в праведных, а в дурных - Вавилон. Они вместе живут в теле, но весьма разделены в сердце: ибо жизнь дурных людей - всегда на земле, потому что они любят землю и всю свою надежду и стремление своей души основывают на земле. Разум же праведных, согласно апостолу, всегда на небесах, ибо они помышляют о высоком.

Изложение Откровения.

Примасий

Ст. 4-5 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее

Из того, что сказал небесный голос, было услышано: кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим 8:29), и познал Господь Своих (2 Тим 2:19), или что-либо подобное. Далее следует: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее. Относительно этого места я думаю, что здесь имеется в виду первое пришествие, во время которо­го до конца мира добрые позволяют нечестивым смешиваться с собой, чтобы они не думали, что добрые должны быть покинуты ради них или что они должны последовать за лжи­вой подделкой. Ибо так исполнилось пророчество: выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому (2 Кор 6:17), когда праведность навсегда перестала быть смешанной со грехом - не по телесному разделению, а по полному и совершенному различию воли.

Комментарий на Откровение.

Экумений

Ст. 4-5 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее

Когда ангелы Божий захватили город содомитов и вследствие этого учинили наказание жителям его и соседних городов; или тем более когда Сын Божий и Святой Дух (как это представлялось святому Кириллу) явились туда - ибо Отец не судит никого, согласно написанному, но весь суд отдал Сыну (Ин 5:22), притом, что очевидно, с Ним присутствует по естеству и сущности животворящий Дух, - тогда они сказали святому Лоту: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт 19:17). Этому же теперь нас учит книга Откровения; ведь поскольку в столь великом и многолюдном городе Риме нет ни одного [праведника] и не оказалось в нем рабов Христовых, то для них сказано: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо участвовать в грехах означает быть соучастником возмездия - ведь возмездие по причине первых.

Ибо грехи ее дошли до неба. Как будто говорится, что они осквернили окрестный воздух грехами. Почему и говорится, что был Бог долготерпеливым, но теперь будет творить отмщение.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее

С 4 ст. начинается речь другого лица, под которым более правильно разуметь Самого Иисуса Христа, Который обращается от Своего имени к избранным христианам как к народу Своего Царства (ср. Исх 19:12). Повеление Господа: «выйди от нее, народ Мой» означает окончательное отделение общества избранных христиан последнего времени от нечестивого антихристианского общества. Кончилось долготерпение Божие и должно наступить время воздаяния. Бог вспомнил все неправды Вавилона, все его беззакония, они превзошли меру.