Толкования на Откр. 19:7

Свт. Андрей Кесарийский

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца

См. Толкование на Откр. 19:6

Ст. 7-9 И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность Святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца; и сказал мне: сии суть истинные слова Божии

Что Церковь одета в виссон, сие означает светлость ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размышлении и созерцании, ибо из сих состоят Божественные оправдания. - Вечеря Христова есть торжество спасаемых и согласная их радость, которую получат блаженные, когда войдут в вечный чертог со Святым Женихом чистых душ: неложен бо есть обещавый. - Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда царством небесным по славе его и честности, иногда - раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда - лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда - чертогом и браком не только по причине бесконечного веселья, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, - соединения настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

Ст. 7-8 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых

После произнесенного славословия, после того, как было услышано слово одобрения, в силе была вознесена похвала Богу и была словно глас громов, говорящих, для слуха, что наступил брак Агнца. Это будет, когда после кончины мира Христос упразд­нит всякое начальство и всякую власть и силу <… > и предаст Царство Богу и Отцу, <…> да будет Бог все во всем (1 Кор 15:24, 28). Когда Его жена, то есть кафоличес­кая Церковь, соединится с Ним в чистоте веры, о чем апостол сказал: потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Итак, виссон, в который она облечена, - это не красивая одежда, но праведность святых.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

Ст. 7-8 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых

Свадебный пир Агнца состоится, когда Церковь Господа объединится в покоях Царства Небесного. И жена Его приготовила себя. Непрестанным стоянием в делах праведности она показала себя достойной духовного пира и вечного Царства. Также это можно понять в свете евангельской притчи, рассказывающей о том, как девы встали встретить жениха и поправили свои лампы (Мф 25:1-13), то есть между собой рассудили о своих делах, за которые ожидали принять вечное блаженство. И им было даровано покрыть себя белоснежным, сияющим виссоном. Им было даровано одеться в дела свои. Не так нечестивые, которые, согласно Исайе, ткут паутину <…> и не покроются своим произведением (Ис 59:5-6), ибо их дела -дела бесполезные.

Изложение Откровения.

Экумений

Ст. 7-8 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых

В нынешнем веке брак Господа и Церкви - еще только ухаживание, а не совершенный брак. И божественный апостол обозначает это во Втором послании к Коринфянам, в котором говорит: потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Итак, еще ухаживание, поскольку слова я обручил относятся к ухажива­нию. А в качестве символа ухаживания мы приобрели обещание Духа.

Однако когда Церковь становится одним духом с Христом подобно тому, как мужчина становится одним телом с женщиной, тогда это совершенный брак. Ибо о телесном супружестве мудро поведал нам апостол и сказан­ное изложил письменно: будут двое одна плоть, - и добавляет, - тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31-32). Потому говорят святые ангелы: наступил брак Агнца, давая знак, что тогда совершит­ся брак, который ныне лишь ухажива­ние. Ведь это ясно преподает нам и Евангелие. В одном месте в нем приводится [притча о том, как] устраивал царь-отец бракосочетание сына и многие были приглашены на совместное пиршество, и одни присоединились к пиру, другие отвергли трапезу, и изгнали того, кто не облачился в брачные одежды. В другом месте говорится о десяти девах: пять из них, которых и называ­ют мудрыми, вместе с женихом вошли в блаженный брачный чертог, а для других он оказался заперт, поскольку они не наполнили в достатке свои лампады маслом. Не следует ни одну из этих [притч] воспринимать по отношению к нынешнему времени, но к будущему. Итак, наступил брак Агнца, и жена Его, то есть Церковь, предста­ет готовой обрести то неизреченное благо, которое достается в соедине­нии с Христом.

Сказано: дано было ей облечься в виссон [чистый и светлый], в хитон из доброде­тели. Виссоном же он называется из-за свечения и легкости; свечение - по причине безукоризненной жизни и бесконечного совместного общения, легкость - от учения и помыслов о Боге.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя

См. Толкование на Откр. 19:6